Рационализм философии Нового времени
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Рационализм - одна из важнейших хар. фил. эпохи Просвещения. Рационализм - учение, утверждающее, что осн. инструментом познания явл. разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рац. противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее знач. чел. чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на 1 место в познании выдвигает опыт.
Рене Декарт (1596-1650). Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. начала духа и материи самостоятельны и равноправны. Свойства духа явл мышление, свойство материи протяжение. Был родоначальником рационализма, он утверждал начало нового знания даны от рождения, а новое знание можно получит лог. путем из врожденного знания с помощью метода дедукции – выведение. На вершине врожденного знания нах. истина обладающая макс. достоверностью. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии - идеалист. В теории позн. Д. объявляет достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В уч. о бытии он утверждает, что в качестве высшей субстанции пребывает бог. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.
Б. Спиноза (материалист и натуралистический пантеист) - (1632 - 1677). С его точки зрения существует одно единое начало мира – природа в которой рассмотрен Бог, и Бог придает природе активность. Природа имеет два вида атрибута – протяжение и мышление. Остальные свойства называются модусами – движение. Природа вечна и бесконечна и она самодостаточна. Б. Спиноза выделил 3 вида познания: 1.Чувственное знание – беспорядочно; 2.Интеллектуальное знание – может быть ошибочным, т.к.они осн. на доказать; 3. Интуитивное знание - явл. абсолютной истиной
Г. Лейбниц (1646 - 1716) объективный идеалист. Сущ. Не одно, не два, а много начал, которые наз. Монады (манна-единица). Монады – это психические первоэлементы бытия, их много и они не зависят друг от друга, каждая действует по программе заложен в ней Богом. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Природа это несовершенное чувственное проявления истинного мира монад. В теории познания он был умеренный рационалист. Признавал органы чувств, в познании, т.к. они дают толчок о воспоминании этих знаний.