Разработка диалектических идей в философии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Гераклит (ок. 544-480 гг. до н.э.) - "отец" античной диалектики, принадлежал к царско-жреческому роду, из города Элея. В древности он был прозван "Тёмным" за туманность и иносказательность выражения своих мыслей и "Плачущим", поскольку, выходя из дома, плакал, жалея людей, дурно живущих и дурно умирающих.
Первопричиной, порождающей всё многообразие явлений, Гераклит называет огонь, а вещи образуются его различными состояниями, каждое из которых имеет свою собственную меру.
Ход мысли Гераклита: разделение космоса на два уровня, пласта бытия: чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю, множественен, изменчив, преходящ; возникает из-за недостатка огня и погибает от его избытка, мирового пожара, через определённый период. Становление этого пласта бытия происходит благодаря непрерывному переходу одной противоположности в другую.
Всё в мире состоит из противоположностей, всё происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого всё изменяется, течёт; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Гераклит впервые попытался выразить одно из сложнейших понятий философии - понятие становления. Становление - это когда есть и одновременно его нет. Иначе говоря, становление невозможно выразить без противоречия. именно Гераклита можно назвать отцом наивно диалектики, считавшим развитие мира его неотъемлемым свойством и видевшим источником этого развития борьбу противоположностей
Гераклит считает, что миром правит Логос. Логос - это и разумное слово, и повествование, и довод, и исчисление, и учение и т.д. Но Логос можно понять и как "закон" - всеобщую смысловую связь сущего, как принцип порядка и меры. Таким образом, то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть Логос.
Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты (жители Элея) в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность. Элеаты показали современникам, что едва ли те понимают содержание движения.