Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Неопозитивизм (логический позитивизм). Начало положено в 20-х гг. ХХ в. «венским кружком» (Карнап, Нейрат, Франк, Шлик и т. д.). Основоположники – Бертран Рассел, Карнап оставили за философией роль общей методологии (науки, изучающей методы естественнонаучных исследований).
Главная задача неопозитивизма – разработка методов логического или лингвистического анализа знания. Основная цель неопозитивизма- анализ языка науки. Важнейшим принципом неопозитивизма является принцип верификации, согласно которому истинность утверждений должна быть подтверждена эмпирической проверяемостью.
Современной разновидностью неопозитивизма является аналитическая философия, которая сводит цель философии к анализу преимущественно языковых средств познания. Основными течениями аналитической философии являются:1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики- логический эмпиризм(Карнап, Гемпель, Франк) и логический прагматизм( Куайн, Гудмен); 2) лингвистическая философия- философия обыденного языка( Райл, Дж.Остин)
Феноменология – разновидность психологизма, сосредотачивающегося на толковании внутреннего мира человека, подчеркивании уникальности каждого индивида и проповеди свободы самореализации. В «пограничных ситуациях» (высочайшем душевном напряжении) психологизм обнаруживает раскрытие самых глубинных человеческих качеств.
Феноменология (от немецкого «phaenomenologie» - учение о впечатлениях) ‑ одно из основных направлений философии ХХ века. Основатель – Э. Гуссерль (1859-1938 гг.) с книгой «Логические исследования». Видные приверженцы ‑ Хайдеггер, мюнхенская группа и др.
Феноменологи считают, что реальные вещи, человеческие переживания и их описания (словесные, знаковые и др.) не сводимы друг к другу, но все же связаны в некое единство. Благодаря чему у людей есть возможность прочувствовать какое-то сходство или различие между реалиями, феноменами и символами. Но тут все зависит от «психологической чуткости» улавливающего и его стремления «вчувствоваться» для обнаружения («реконструкции») «иного» в себе. Кроме того, необходим упорный скептицизм и критика, чтобы очищать «поля сознания» от иллюзий.
Герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, Ю.Хабермас и др.) - искусство толкования текстов; учение о принципах их интерпретации; экзегетика. Как философское учение герменевтика представляет собой учение о понимании(целостном душевно-духовным переживании) как методологической основе гуманитарных наук.
С самых своих истоков философская герменевтика была связана с идеями интерпретации проблемы понимания. У Гадамера герменевтика впервые превратилась в самостоятельную область знания, суть которой может рассматриваться и как учение о человеческом бытии вообще, и как основной метод гуманитарных наук. Герменевтика сконцентрировалась на изучении особенностей именно гуманитарного знания, путях его постижения, выяснении сходства и различия объяснения и понимания. Так, Гадамер полагал, что существуют разнообразные способы отношения к бытию, и науко-теоретическое освоение мира – лишь одна из многочисленных позиций человека в нем. Это означает, что научное познание не является ни единственным, ни универсальным. Существуют еще философия, искусство, «историческое предание» и пр. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления герменевтика считает «историчность», определяющуюся через время, место и конкретную ситуацию.
По мнению философов - сторонников идей герменевтики социально-гуманитарные науки не могут и не должны копировать методологию естествознания. Этой методологией можно пользоваться, но с учетом особенностей и своеобразия изучаемого предмета. Заслугой философской герменевтики так же является изучение значения толкования, интерпретации в социально-гуманитарном знании.
Философская герменевтика рассматривает бытие как самостоятельную языковую субстанцию. Непосредственное бытие человеку недоступно, поскольку он живет в мире, запечатленном в языке. Отсюда лингвистическая природа философии, которая обнаруживается, прежде всего, в ее диалогическом характере. Таким образом, единственно доступным и ценным миром герменевтика признает мир человеческого общения, внутри которого образуется мир культуры, ценностей, смыслов и т.д.