... > Философия > Развитие институциональных форм...

Развитие институциональных форм научной деятельности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социальный институт Институализация научных направлений Институализация науки Наука как социальный институт компоненты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Социальный институт (СИ) – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений. Обеспечивает устойчивость общественной жизни, регулируя действия членов общества в рамках социальных отношений, интегрирует их интересы и способствует осуществлению социального контроля.

Процесс формализации деятельности СИ и общественных отношений называются социальной институализацией (СИ-ция). Процесс СИ-ции идет по цепочке: Н.направление – специальность – дисциплинарное сообщество – создание социальных организаций и учреждений (НИИ, ВУЗ)

СИ-ции науки предшествует когнитивная институализация (КИ-ция). Процесс КИ-ции – формирование общего понимания, какими д/б содержание и форма Н.мышления, какова специфика собственно научной деятельности, какие проблемы м/называться научными. КИ-ция позволяет ученым понимать друг друга в процессе постановки научных проблем, выбора критерия их решений. КИ-ция проходит по цепочке: исследовательский поиск – исследовательская программа – специальность – научная дисциплина – дисциплинарные комплексы

Институализация научных направлений, научных сообществ сводится к:

  • Идентификация проблем и коллег которые работают в данной или смежной областях;

  • Коммуникация – связи, общение ученых;

  • Определение границы группы ученых и условия доступа в нее;

  • Вербовка новых исследователей с целью расширения фронта исследований и обеспечение гарантий передачи опыта группы, за пределы деятельности одного поколения;

  • Диффузия или распространение нововведений;

  • Создание условий, предупреждающих отклонение поведения ученых от норм и правил научного этоса.

Институализация науки рассматривается как взаимодействие 2-х институализаций когнитивной и социальной, которое проявляется в следующем:

Появление отдельных ученых, специализирующихся в отдельной конкретной области.

«Любительская наука», т.е ученые объединяются в неформальные сообщества на основе взаимных знакомств и психологической совместимости (невидимые колледжи).

Академическая или университетская науки (вторая половина XVII века)

Появление специализированных НИ-лабораторий и институтов, ставших в середине ХХ в ведущей формой организации научного труда (разработка научных программ в основном по заказу правительства).

Крупные Н.центры, промышленные лаборатории, синтезирующие Фд- и Пр-исследования, объединяющие несколько Н. коллективов на междисциплинарном уровне. У них различные исследовательские установки, различные отношения к той или иной теории и этосу Н.

Наука как социальный институт включает следующие компоненты:

  • Совокупность знаний и их носителей;

  • Наличие специфических познавательных целей и задач;

  • Выполнение определенных функций.