1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие институциональных форм научной деятельности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социальный институт Институализация научных направлений Институализация науки Наука как социальный институт компоненты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Социальный институт (СИ) – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений. Обеспечивает устойчивость общественной жизни, регулируя действия членов общества в рамках социальных отношений, интегрирует их интересы и способствует осуществлению социального контроля.

Процесс формализации деятельности СИ и общественных отношений называются социальной институализацией (СИ-ция). Процесс СИ-ции идет по цепочке: Н.направление – специальность – дисциплинарное сообщество – создание социальных организаций и учреждений (НИИ, ВУЗ)

СИ-ции науки предшествует когнитивная институализация (КИ-ция). Процесс КИ-ции – формирование общего понимания, какими д/б содержание и форма Н.мышления, какова специфика собственно научной деятельности, какие проблемы м/называться научными. КИ-ция позволяет ученым понимать друг друга в процессе постановки научных проблем, выбора критерия их решений. КИ-ция проходит по цепочке: исследовательский поиск – исследовательская программа – специальность – научная дисциплина – дисциплинарные комплексы

Институализация научных направлений, научных сообществ сводится к:

  • Идентификация проблем и коллег которые работают в данной или смежной областях;

  • Коммуникация – связи, общение ученых;

  • Определение границы группы ученых и условия доступа в нее;

  • Вербовка новых исследователей с целью расширения фронта исследований и обеспечение гарантий передачи опыта группы, за пределы деятельности одного поколения;

  • Диффузия или распространение нововведений;

  • Создание условий, предупреждающих отклонение поведения ученых от норм и правил научного этоса.

Институализация науки рассматривается как взаимодействие 2-х институализаций когнитивной и социальной, которое проявляется в следующем:

Появление отдельных ученых, специализирующихся в отдельной конкретной области.

«Любительская наука», т.е ученые объединяются в неформальные сообщества на основе взаимных знакомств и психологической совместимости (невидимые колледжи).

Академическая или университетская науки (вторая половина XVII века)

Появление специализированных НИ-лабораторий и институтов, ставших в середине ХХ в ведущей формой организации научного труда (разработка научных программ в основном по заказу правительства).

Крупные Н.центры, промышленные лаборатории, синтезирующие Фд- и Пр-исследования, объединяющие несколько Н. коллективов на междисциплинарном уровне. У них различные исследовательские установки, различные отношения к той или иной теории и этосу Н.

Наука как социальный институт включает следующие компоненты:

  • Совокупность знаний и их носителей;

  • Наличие специфических познавательных целей и задач;

  • Выполнение определенных функций.

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств
Доступно в ПК-версии сайта
Баннер перед загрузкой видео

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.