... > Философия > Развитие понятия бытия...

Развитие понятия бытия в истории философии. Понятие онтологии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Онтология бытие-небытие Исторические типы онтологии предмет изучения логос виртуальное бытие Небытие
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Онтология (относ – сущее). В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона. Термин «онтология» употребляется в философии с XVII в., а его этимология имеет греческие корни, и это слово буквально означает учение о сущем.

Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время.

Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность).

Исторические типы онтологии:

  • античный ‑ поиск первоначал материальных или идеальных;

  • средневековый ‑ познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;

  • нового времени ‑ учение о способах получения научного знания;

  • новейшего времени (XIX-XX вв.) ‑ возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.

Онтология осуществляет понятийный анализ существенных оснований и всеобщих законов организации реальности во всех ее проявлений. Она стремится найти и обосновать начало окружающей деятельности, выявить суть ее истинной природы. При этом онтология изучает свой предмет не обращаясь к нему непосредственно, а лишь умозрительно.

Основной предмет изучения - бытие. Бытие- это наиболее общее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В истории философии существует множество подходов изучения бытия. Все они стремятся найти подлинное основание существенных вещей.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число (Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.),монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования и аппликации на разные сферы культуры: например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто.