Религиозная философия, ее основные направления. Русская религиозная философия

Оглавление

#Неотомизм #Персонализм #Экзистенциализм #Русская религиозная философия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Религиозная философия представляет собой набор различных направлений и течений, школ и систем, конкурирующих друг с другом. Среди католических религиозно-философских течений наиболее влиятельными являются неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм. В протестантизме в разное время получили распространение либеральная теология, неоортодоксия, «теология мертвого бога» и др. В рамках православия сформировались «академическая философия», «метафизика всеединства», философия «нового религиозного сознания». Различные философские направления имеются в исламе, буддизме и других религиях. ВЫДЕЛЯЮТ:

Неотомизм - наиболее развитое течение (М.Де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон); современные варианты креационизма, предоставляющие доказательства бытия Бога, религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении, неоавгустинизм и неосхоластика, протестантская неоортодоксия, диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер), религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель), теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер) и т.п.

Экзистенциализм мышление развертывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия и решения основной проблемы. Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания. (Бердяев, Ясперс, Марсель, Тиллих) .

Персонализм – это теистическая тенденция в западной философии, признающая личность и ее духовные ценности высшем смыслом земной цивилизации. Концепцию этического персонализма разрабатывал Шелер, один из основоположников религиозной антропологии. Для Шелера ценность личности представлялась высшей степенью в истории развития человечества.

Русская религиозная философия — направление в истории русской философии XIX—XX веков, возникшее на волне православного духовного возрождения второй половины XVIII века и получившее, в дальнейшем, широкое распространение среди крупнейших философов Российской империи и русского зарубежья.

Русская религиозная философия угасла как традиция в конце XX века с уходом из жизни крупнейших её представителей из числа философов русского зарубежья, а также таких мыслителей как А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, А. В. Мень, проживавших в СССР.

Интерес к возрождению традиции русской религиозной философии возник у многих философов в России после распада СССР, в частности, идеи русской религиозной философии были переосмыслены в трудах С. С. Хоружего.