Римский стоицизм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В Рим стоицизм был перенесен Панаэцием из Родоса, и по историко-философской традиции считаются представителями так называемой Средней Стои. Начиная уже с Панаэция, стоицизм все чаще входит в самые разнообразные «эклектические» связи с другими, начинает «смягчаться». Весьма проблематично говорить и о творческом развитии стоицизма в Риме, т.к. Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий лишь усиливает ту или иную стоическую категорию, ту или иную сторону учения, мало или почти не изменяя его в целом.
Мировоззрение Марка Аврелия противоречиво. Оно сочетает в себе очень острое сознание бренности, скоротечности и неновости жизни и проповедь необходимости быть деятельным, энергичным и справедливым государственным деятелем. У Марка Аврелия есть совокупность несомненных для него нравственных ценностей. Он говорит о том, что лучшее в жизни: «справедливость, истина, благоразумие, мужество». Марк Аврелий называет разум в человеке его гением его божеством. Человек должен пестовать его в себе, не оскорблять ничем низшим, не осквернять живущего в «груди гения». Размышления Марка Аврелия: «Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий...чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов из которых слагается каждое живое существо.»
Главный тезис Эпиктета состоит в утверждении, что существующий порядок вещей изменить нельзя, он от нас не зависит. Можно лишь изменить свое отношение к тому существующему порядку вещей. Философию же он делит, как это было принято в стоицизме, на физику, логику и этику. Логика должна служить физике и этике. Логика состоит в обосновании и исследовании доказательств. Но логика не может отличить правду от лжи, а это означает, что без нравственного воспитания логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Этика учит, что лгать не следует, она внушает мысль о бесполезности и даже, по большому счету, опасности для лжеца его лжи. Эпиктет рационалист. Истинная сущность человека – в его разуме, который является частицей мирового космического разума. Отнять у человека разум, – значит, убить его. Такова свобода в понимании Эпиктета. Все же это свобода смиренного и гордящегося своим смирением обездоленного человека.
Сенека – пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил согласно своим принципам. Он проповедовал бедность, а сам всеми правдами и неправдами стремился к чрезмерному обогащению. Сенека резко противопоставляет мудрость и философию, с одной стороны, и знание с другой. Говоря о философии, Сенека различает в ней в качестве ее предметного содержания природу, нравы и разум. Так, что предметом его философии является и природа, иначе он не написал бы свои «Естественные вопросы». Сенека повторяет деление философии на этику, логику и физику. Знание природы стоикам необходимо, ибо ведь их главное этическое требование – жить в согласии с природой.
Сенека – своего рода теологический и психологический материалист. Все телесно. Телесны и боги, и души. Немалое место в философских взглядах Сенеки занимает вопрос смерти, а точнее вопрос самоубийства. Сенека, как и все стоики, допускает добровольное прекращение своей жизни, самоубийство, но при определенных условиях. Этика Сенеки – этика пассивного героизма. Изменить в жизни, в сущности, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело жизни – твердо стоять против ударов судьбы. Но ведь это означает, что судьба активна, а человек пассивен.
Такова философия Сенеки, его наука о жизни. Сенека одинок. И самое главное чему может научить его философия, это не только переносить все превратности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе. Дружба с самим собой по Сенеке не эгоистична! Под такой дружбой Сенека понимает внутренний мир и гармонию внутри человека, господство в нем высшего (разума ) над низшим (страстями), а такой гармоничный и само успокоенный человек действительно может быть другом и для других людей.