... > Философия > Содержание и сущность...

Содержание и сущность основных проблем средневековой схоластики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Схоластика Соотношение веры и знания Доказательства бытия Бога Проблема универсалий Номиналисты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Схоластика — это средневековая христианская философия. Главный представитель – Фома Аквинский. Основные проблемы:

  • Соотношение веры и разума

  • Доказательство бытия Бога

  • Проблема универсалий (Само слово «универсалии» означает «общие понятия»)

Соотношение веры и знания:

Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу.

Доказательства бытия Бога:

  • Если в мире все движется, то должен быть Перводвигатель, а это и есть Бог (концепция деизма)

  • Если в мире все причинно обусловлено, то существует Первопричина. Это Бог.

  • Если все вещи возникают и погибают, и это происходит как по необходимости, так и случайно, то существует абсолютная необходимость. Это Бог.

  • Если есть всеобщее стремление к совершенству в мире, то должно существовать нечто абсолютно совершенное. Это и есть Бог.

  • Предметы направлены к цели, но достигают цели неслучайно, а будучи руководимы сознательной волей, т.к. они лишены разумения, то есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это Бог.

Проблема универсалий:

На развитие гносеологии в средние века повлиял спор о природе универсалий между реалистами и номиналистами. Реалисты утверждали, что объективно существуют только общие понятия (Фома Аквинский) и сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

  1. до вещей в божественном разуме

  2. в самих вещах, как их сущность или форма

  3. после вещей, в человеческом разуме, как результат обобщения.

Номиналисты отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия - лишь результат ничего не значащие колебания, звуки голоса, звуковая оболочка слова.