... > Философия > Соотношение веры и...

Соотношение веры и неявного знания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

неявном знании гносеологической веры Э. Гуссерль естественной установкой сознания» Ч. Пирс Сомнение интерпретация.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Существуют и другие внерациональные компоненты в структуре познавательного процесса. В частности, они обнаруживают себя в так называемом — неявном знании. Как правило, оно существует в форме жизненно-практического опыта личности, ее умений, навыков, стереотипов мышления и поведения.

Неявное знание, логически и вербально не оформленное, тесно связано с феноменом гносеологической веры. В данном случае вера понимается не как элемент религии, а как важнейшая духовно-психологическая особенность субъекта познания, обнаруживающая себя в чувстве уверенности в чем-то и исключающая сомнение по поводу существования или характеристик этого чего-то. Гносеологическая вера обнаруживает себя в естественном доверии к данным органов чувств, которые глубоко укоренены в практической деятельности и повседневной жизни человека. Выдающийся философ Э. Гуссерль называл ее «естественной установкой сознания», которая должна быть обязательно преодолена, если мы претендуем на философское отношение к действительности.

Вместе с тем, гносеологическая вера характерна не только для «обычных» людей и ученых-естественников. В самой философии аналогичная потребность в уверенности зафиксировано в кантовском понятии «философской веры» и идее «прагматической веры», которая развивалась американскими прагматиками (Ч. Пирс, У. Джемс). Если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, то приходится делать некоторое предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным.

Ч. Пирс различает два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера — готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход от сомнения к вере – это важнейшая функция мысли.

Феномены веры и неявного знания актуализируют значимость такой гносеологической процедуры, как интерпретация. Традиционное понимание интерпретации сводилось к логико-методологической операции перевода математических символов и понятий на язык эмпирически значимых понятий естественных наук (эмпирическая интерпретация) либо отображения одной формальной системы или теории на категориально-понятийный аппарат другой теории (семантическая интерпретация). Однако в социально-гуманитарном познании феномен интерпретации приобретает несколько иной характер, свидетельствующий о принципиальной и неустранимой субъективности как атрибута гуманитарного знания.