... > Философия > Социальная структура общества....

Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социальная структура общества типы социальных структур стратификации Проблема наций и национальных отношений
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Социальная структура общества представляет собой целостную совокупность всех существующих в ней элементов и общностей, взятых во взаимодействии.

Можно выделить следующие типы социальных структур:

  • Социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя: три формы доклассового общества – 1)род как объединение кровных родственников, обладающих общим происхождением, общей территорией, языком, обычаями; 2)народность - исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровнородственные, а территориальные, связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; 3)нация как общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, наличие национального самосознания, специфической культуры;

  • социально-демографическая структура, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение. Составляющими элементами такой структуры целесообразно выделять мужчин и женщин, детей, подростков, лиц пожилого возраста и т.д.;

  • социально-пространственная структура включает элементы, которые выделяются на основе их принадлежности к тому или иному типу поселения (городские жители и жители села);

  • профессионально-образовательной структуры общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров (в первом случае выделяются учащиеся, студенты, во втором – неграмотные, лица с начальным образованием);

  • социально-классовая структура общества, обоснование которой базируется на марксистском подходе к анализу общественных отношений, включает в качестве основных составляющих элементов классы, занимающие различное место в системе общественного производства. Это, например, классы рабов, свободных граждан и рабовладельцев применительно к древнегреческому государству. Наиболее ярко классовая структура общества была представлена в капиталистических странах Западной Европы ХІХ–ХХ в, когда чётко прорисовывался антагонизм между классом эксплуататоров, владеющих средствами производства (орудиями труда) и классом эксплуатируемых, не имевших таковых. Первые стремились к наибольшей экономической выгоде для себя, что вело их к стремлению держать зарплату на низком уровне, к отказу от предоставления рабочим социальных гарантий и социальной помощи (пособий по болезни, безработице, компенсаций в случае сокращений).

Отдельно следует выделить такой современный подход к анализу общественной структуры, как теория социальной стратификации. «Стратификация» (от лат-слой и делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества, т.е, согласно данной теории, каждое общество состоит из ряда различных «слоёв», которые прослеживаются как «по вертикали», так и «по горизонтали». В первом случае традиционно выделяют такую социальную иерархию, которая упорядочена по принципу доступа к власти, материальным благам, образованности. Так, выделяют слой высшего руководства страны, госчиновников областного уровня, районного. Во втором случае слои выделяются по ряду различных признаков, имеющих отношение к территориальной принадлежности человека, месту работы, учёбы.

Проблема наций и национальных отношений: во второй половине ХХ столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Рост этнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ в. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.