... > Философия > Социальные функции культуры....

Социальные функции культуры. Уровни и формы общественного сознания. Идеология и ее роль в жизни общества

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Функции культуры Общественное сознание двух уровнях Идеология Роль идеологии в жизни общества
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культура как форма деятельности предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Функции К – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах.

Функции культуры:

  • Информационная ф - обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта;

  • Адаптивная ф - К обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Развитие К дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, различные продукты питания;

  • Коммуникативная ф - К формирует условия и средства человеческого общения;

  • Интегративная ф - К объединяет народы, социальные группы, государства;

  • Ф социализации - включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли;

  • Оценочная ф - На протяжении всей истории человечества многие мыслители классифицировали все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их полезности или вредности для выражения будущих поколений;

  • Нормативная ф - Эта функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности.

Общественное сознание (ОС) представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В ОС содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Благодаря наличию у людей ОС и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм.

Общественное сознание формируется на двух уровнях:

  • чувственное сознание;

  • рациональное сознание, которое включает в себя обыденное сознание и теоретическое сознание. Формой чувственного сознания является чувственно-образное мышление, которое формируется на основе данных органов чувств человека и системы условных и безусловных рефлексов, инстинктов. Формой рационального сознания является логическое мышление, выраженное в понятиях и закрепленное в языке. Язык – это, прежде всего - материальная оболочка сознания, форма и способ проявления логического мышления.

Уровни ОС характеризуют степень освоения человеком объективной действительности и своей собственной сущности. Не дают ответа на вопросы о том, ЧТО, КАК. и ПОЧЕМУ.

Идеология (ИД) - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Ид - это логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления. Ид по Энгельсу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества. Ид по Мангейму — искаженное отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

Роль идеологии в жизни общества - Ид не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а ид субъективна. Ид свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощенные идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того Ид выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она дает верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.