1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (Ф. СКОРИНА, С. БУДНЫЙ, С. ПОЛОЦКИЙ, К. ЛЫЩИНСКИЙ)

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ф.Скорины Концепция С.Будного К.Лыщинского
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие социально-философских идей в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.

Развитие философской мысли в Беларуси связано с эпохой Возрождения (Ренессанса) и Реформации (XVI-XVII). Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф.Скорины, гуманиста и первопечатника первой половины XVI в. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Любовь к ближнему – это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности – справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость.

Концепция С.Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склоняется к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух – неравнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос – человек, избранный богом для спасения человечества. В философии Беларуси XVIII в материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве К.Лыщинского. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалось, развивается по своим естественным законам.

Развитие философской мысли в Беларуси в XIX-XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России.