... > Философия > Современные концепции развития...

Современные концепции развития науки

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Кумулятивистская Фальсификационистская Эпистемолого-эволюционистская Парадигмальная Программно-конвенционалистская Анархо-пролиферационистская Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
Современные концепции развития науки

Кумулятивистская концепция развития науки – это концепция позитивизма на всех его этапах (она же индуктивистская) – всякое изменение на самом деле не происходит, это арифметическая сумма знаний. Спенсер и Мах. Критиковали эту концепцию Тайре, Поппер.

Фальсификационистская (концепция Поппера) – процесс развития науки – это процесс уменьшения нашего незнания (невежества) он происходит за счет исключения из всего объекта наших знаний тех суждений, которые являются ложными. 2 тезиса:

  • тезис фальсификационизма ПТ - позитивная теория;

  • тезис фаллибилизма – утверждение, что любая теория принципиально подвержена ошибкам. Возникает проблема преемственности знаний.

Эпистемолого-эволюционистская – это такое направление, которое обеспечивает развитие науки и всего познания на основе теории эволюции, но опора на теорию эволюции производится по-разному:

  • По Лоренцу – Плаже – познание объясняется как некоторый естественнонаучный процесс с изменением органов качества и результата познания;

  • По Попперу и Толмину – упор в анализе науки не на синхронность, а на диахронность. Диахронный метод противоположность синхронному, т.е. рассмотрение явлений в динамике, развитии. Поппер: весь мир состоит из трех типов состояний: мир физического, мир психологического, мир объективного состояний.

Научное основание концепции – современная теория эволюции, интерпретирована в универсальном смысле (она обычно служит базой для любого междисциплинарного анализа).

Философская предпосылка – постулаты гипотетического реализма, аналог онтологизированного гипотетико-дедуктивного метода.

Положения представителей эпистемолого-эволюционизма:

  • Жизнь, если посмотреть на ее сущность и природу, сама по себе познавательный процесс, т.к. возникновение жизни и ее развитие совпадает с формированием структур, которым присуща способность получать и накапливать информацию;

  • Любые живые существа снабжены системой врожденных (априорных) когнитивных структур;

  • Формирование этих структур осуществляется в соответствии с эволюц. учением, т.е. в результате селекции (отбора);

  • В самих способах получения и обработки информации уже имеется подобие и соответствие (сходство);

  • Степень и характер такого сходства м. б. различным;

  • Предпосылками такого рационального абстрагирования, т.е. всякого понятийного мышления явл. рациоморфные механизмы, обеспечивающие константность восприятия (цвета, формы, величины, направления), а также обеспечивающие выявление инвариантных свойств.

Парадигмальная концепция Куна. Процесс развития науки делится на 3 периода:

  • Период нормальной науки (основное время);

  • Подпериод кризиса в науке;

  • Период экстраординарной или революционной науки.

Программно-конвенционалистская концепция Лакатоса. Начал с критики Поппера, придерживался позиций Куна. Положения: философия и история науки д.б. неразрывно связана м/у собой.; методология исследовательских программ, т.е. развитие науки – смена исслед. программ.

Состав исследований программы: яро программы, негативная эвристика программы, позитивная эвристика программы, предохранительный пояс программы. Цель негативной эвристики – сосредоточить средства, спасающие ядро от разрушения. Позитивная эвристика – непосредственно решает задачу сохранения исследований программы. Но всякая программа заканчивается, т.к. все они принимаются методом конвенциональных решений (внутри науч. сообщества).

Анархо-пролиферационистская концепция Фейерабенда. Как критика неопозитивизма и вообще кумулятивизма. Пункты критики:

  • Инвариантности значений терминов, входящих в последовательно сменяющие друг друга научные теории;

  • Ошибочность неопозитивистского принципа логической выводимости теории – предшественницы из теории приемленицы. Его работа «Против методологического принуждения». Такое развитие осуществляется ч/з борьбу и взаимную критику. Ученые, т.е. носители идей должны руководствоваться двумя стратегиями: принципом пролиферации и принципом устойчивости. Принцип пролиферации – надо создавать теории, альтернативные общепринятым. Принцип устойчивости – максимально использовать сильные стороны.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗️