... > Философия > Современные течения западной...

Современные течения западной философии - герменевтика, структурализм

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Герменевтика Структурализм Леви-Стросс М. Фуко
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Герменевтика – философская теория понимания и истолкование текстов. Получила название по имени Гермеса и возникло, как искусство. У истоков герменевтики находятся Платон, Аристотель, средневековые философы. В XX веке наиболее авторитетным представителем герменевтики стал немецкий философ Гадамер.

Основные положения современной герменевтики:

  • Знание о мире человечества получается не из наблюдения над миром, а путем понимания и интерпретации литературных источников текстов;

  • Методологической базой служат не научные положения, а убеждения здравого смысла, при этом наука была объявлена препятствием на пути познания истин бытия;

  • Нужно заменить научный способ познания мира, базирующегося на объяснении предметов, процессов, заменить новым способом познания базирующегося на понимании текстов. Основной вопрос философии в герменевтике решается в духе объективного языкового идеализма, поскольку первичным по отношению к материальному миру у них считается язык.

Сильная сторона герменевтики заключается в привлечении внимания к культурно-исторической обусловленности процесса понимания текста. Недостатки: элементы иррационализма, которые проявляются в критике научного познания и защите донаучного здравого смысла.

Структурализм – возник 20-50 г. XX века в языкознании, а в 50-60 г. – был распространен на социально-культурную сферу. Основные представители К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт. Центральное понятие – понятие структуры, которое означает совокупность отношений между элементами системы, причем эти отношения остаются неизменными, при различных преобразованиях системы. Однако в структурализме понятие структуры было истолковано объективно-идеалистически, структура первичнее и важнее элементов и первичнее истории.

Основные понятия структурализма по К. Леви-Строссу:

  • Изучая явления культуры, следует обратить внимание не на их элементы, а на структуры;

  • Изучая явления культуры нужно синхронно, т.е. явления культуры отличается от истории;

  • Приоритет в исследованиях явлений культуры принадлежит структурам, а не субъектам. Позже М. Фуко назовет эти структуры эпистемами.

Эпистемы – универсальные коды культуры, или универсальные модели построения человеческой культуры, характеризующая ценности культуры. В Европейской культуре М. Фуко выделил 3 эпистемы:

  • Возрожденческую;

  • Классическую;

  • Современную.

По мнению М. Фуко современную эпистему характеризует три структуры: жизнь, труд, язык.