1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА - СОЗНАНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ

Сознание и психика - Сознание и отражение

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

гипотезы об отражении свойства отражения концеп­ции информации раздражимость психика психических форм отражения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Ключ к разгадке тайны сознания в вы­яснении условий и форм его происхождения. Отказ от поста­новки вопроса о происхождении сознания, конечно, не способ­ствует прояснению его содержания и сущности. И если нело­гично объявлять всю материю сознательной и тем более счи­тать материю и сознание независящими друг от друга субстан­циями, то остается испробовать новый, "срединный", путь, предположив, например, что всей материи присуще в качестве предпосылки сознания определенное свойство, которое при со­ответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главный смысл гипотезы об отражении.

Всеобщность свойства отражения, лежащего в "фундаменте" самого здания материи, обусловлена универсальностью матери­ального взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя "след" внешнего воздействия (как, напри­мер, отпечаток доисторического растения на пласте каменного угля).

В процессе разработки понятия отражения возникла необ­ходимость в соотнесении его с понятием информации. Послед­нее, применявшееся первоначально только для обозначения сведений, используемых при общении между людьми, посте­пенно стало приобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься как свойство явлений быть побу­дителем известных действий, способствовать активной ориен­тации в окружающем мире. Существуют две основные концеп­ции информации: 1) как формы отражения, связанной с само­управляемыми системами, т.е. живыми, техническими, соци­альными; 2) как аспекта, стороны отражения, которая может объективироваться, передаваться, храниться. На различных уровнях организации материи отражение имеет свои качественные особенности.

С появлением жизни возникает такая форма отражения, как раздражимость, особенно характерная для флоры (расти­тельного мира). Под раздражимостью понимается способ­ность организма к простейшим специфическим реакциям в от­вет на действие определенных внешних факторов.

Возникновение фауны (мира животных) сопровождается по­явлением более высокой формы отражения — чувствительнос­ти (способности к ощущениям). Она присуща уже низшим жи­вотным и предполагает способность реагировать не только непос­редственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма (удары электрического тока или кислот­ная среда для амебы), но и на биологически нейтральные для ор­ганизма факторы, которые, однако, несут информацию о других, жизненно значимых для организма факторах

В этом отношении более совершенной формой биологичес­кого отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действи­тельности, причем не только в виде ощущений, но и восприя­тий, благодаря которым у позвоночных складывается целос­тный образ ситуации, а у "умных" животных (обезьян, кошек, собак и др.) — еще и в виде представлений — чувственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняют­ся и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственно­го воздействия самих явлений на органы чувств. Психическое отражение является более высокой формой би­ологического отражения, способствующей более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособле­нию к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание.

Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно, появление сознания, связан с процессом становления homo sapiens ("человека разумного") и обусловлен прежде всего его трудовой деятельностью. Эволюция анатомии и фи­зиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим же условием данного процесса оказал­ся труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную сознательную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подручные средства (камни, палки и др.), действу­ют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не заго­тавливают их впрок, не совершенствуют.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.