... > Философия > Сознание и самосознание....

Сознание и самосознание. Активность сознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Самосознание и сознание Самосознание высший уровень развития человеческой психики Активность сознания проблемы активности сознания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Самосознание философией осмысливается как нечто особенное в духовной жизнедеятельности человека. Это самое главное качество, отличающее человеческую психику от психики самых развитых животных, ибо оно является важнейшим компонентом в понимании личностью своего «Я», выделяющего и оценивающего собственную исключительную роль в бытии мира (Гегель).

Самосознание каждой отдельной личности проявляется в виде осознания ею своих возможностей, места и роли в общем потоке жизни, в оценке личного достоинства. Состояние самосознания фактически проявляется в способности освоения и оценивания человеком различных форм общественного сознания. Высшей формой развития самосознания личности или социальной группы людей считается философия. На уровне философского понимания «Я» самосознание выступает уже как рефлексия, то есть как уникальная способность личности или сообщества в целом мыслить себя как творца, созидателя чего-то нового. Согласно учению И. Канта, мир существует совершенно независимо от сознания, но люди «видят» и понимают его исключительно сквозь призму своего сознания.

Самосознание и сознание представляют собой разные по направлению, а главное - по содержанию формы и способы психического и социального отражения и понимания бытия. Но они согласуются между собой: «Создание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся во мне» (И. Кант). Самосознание и сознание - две стороны единого процесса формирования специфической сущности человека как личности. Развитие сознания и самосознания происходит в неразрывном единстве субъекта и объекта. Иными словами, осознание человеком окружающей среды (объекта) и самого себя (субъекта) осуществляется одновременно. При этом важно подчеркнуть, что самосознание формируется в ходе становления и развития сознания личности.

Самосознание - это, вне всякого сомнения, высший уровень развития человеческой психики. Оно имеет собственный предмет для осмысления некоего бытия, а именно - бытия феномена сознания и мышления. При этом следует иметь в виду, что самосознание по существу своего функционирования есть расширение границ и углубление сознания человека, предметом которого становится уже не только окружающая среда, но и оно само. Самосознание - это глубокое раздумье человека о своей судьбе и потенциале собственного «Я»: о назначении и смысле земного бытия, о нравственном и интеллектуальном наполнении сознания.

Самосознание действительно тесно связано с феноменом, получившим название «идеал», который углубляет и расширяет смысловое пространство духовной жизни личности. Идеал (франц. ideal - образец) предполагает осознание личностью высшего совершенства в своей жизни и деятельности. Это придает духовному процессу характер сознательно целенаправленного действия. Идеал предстает в самосознании как образец постижения и осмысления истины, добра и красоты. Он всегда нацеливает человека на созидание будущего и органически связывает последнее с жизненным целеполаганием.

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном. Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два атрибута психики: свойства отражения и активности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения.

Проблема активности сознания не только психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свойства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию.

Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие.