1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА, ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ

Сознание как предмет философского анализа, Генезис сознания

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Сознание Психика Мышление Самосознание Отражение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сознание – функции высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном целенаправленном отражении действительности в отдельных образах. Отражение происходит в процессе практического освоения мира человеком, живущим в обществе.

Признаки сознания:

  • Сознание – свойство мозга, сознание вторично по отношению к мозгу;

  • Сознание есть процесс отражения действительности, по этому признаку сознание вторично по отношению к объекту познания;

  • Сознании человека отражение действительности происходит в идеальной форме в виде понятий, суждений;

  • Сознание возникает в ходе практического освоения чел-ком мира, в след развития трудовых навыков;

  • Сознание продукт общественного развития человечества. Сознание у ребенка формируется постоянно в ходе его социализма. Т.е. в ходе обучения, воспитании общения с др. людьми.

Психика – есть система познавательных и эмоционально волевых процессов выполняющих функции человека в мире и функцию управления поведением человека.

К психике относятся как сознательные, так и бессознательные процессы. Сознание включает (мышление, волю, чувства, ощущения). К Бессознательным относятся процессы, когда человек не отдает себе отчет (инстинкты, эмоции).

Мышление – высшая форма отражения действительности заключающаяся в целенаправленном опосредованными знаками языка обобщенным сущностным познанием мира.

Структура индивидуального сознания:

  • Логический или рациональный – отражение действительности происходит с помощью знаков, т.е. с помощью слов языка в мышлении. Имеет 3 формы: 1)понятие – в языке встречается в виде слов или словосочетаний; 2)суждения – в виде повествовательных предложений; 3)умозаключение – вывод, к-рый делается на основе сравнений 2-ух или нескольких суждений;

  • Чувственно-конкретный – на этом уровне отражение действительности происходит в наглядных образах с помощью органов чувств; Имеет 3 формы: 1)ощущения–в них отражается 1 св-во предмета; 2)восприятие – предмет отражается в целом, восприятие строется на базе ощущений; 3) представления – предмет отражается в целом;

  • Эмоциональный – отражает действительность в виде переживаний и уровень имеет 2 формы: 1)эмоции – не устойчивые и стихийно возникающие переживания; 2)чувства – устойчивые целенаправленные выработанные;

  • Волевой – отражает действительность происходит в волевых побуждениях. 1-ый уровень чаще всего абсолютизируют объективные идеалисты – они мистифицируют мышление чел-ка и предполагают, что есть высший разум. 2,3,4 уровень – субъективные идеалисты – придают значение существованию миру, ощущению чел-ка (Беркли) либо эмоция человека (экзистенциалисты)либо инстинктами (фрейдисты).

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание – есть сознание направленное на самого себя. Структура самосознания: 1.Самочувствий; 2.Осознание себя в качестве индивида; 3.Осознание своего «Я».

Отражение – есть взаимное изменение предмета друг друга пр взаимодействии этих предметов. Основные этапы в развитии отражения:

  • Отражение в неживой природе – является пассивным и не избирательным (физические и механические процессы, химические реакции);

  • Отражение в живой природе – является активны и избирательным. Имеется два уровня: допсихический (раздражимость) и психический (у животных, имеющих ЦНС);

  • Отражение в обществе – появляется сознание, труд.

Сознание сформировано у человека благодаря действия 2 факторов характерных человеческому образу жизни: - труд (целесообразная деятельность по изготовлению и систематическому применению орудий труда для удовлетворения биологических и социальных потребностей человека); - язык (система знаков выполняющий 5 основных функций:. репрезентативная (предметы их свойства и действия с ними); экспрессивная (выражает эмоции); познавательная (как средство мышления); коммуникативная (как средств общения); кумулятивная (средство накопления, хранения знания и их передача поколениям).