Сознание, язык, коммуникация
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Материалистическая философия рассматривает язык как способность, возникшую в ходе развития сознания естественным путем, идеалистическая – как творение духа. Мимико-жестикулярные и звуковые средства общения высших животных послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.
Звуки и крики, переплетаясь, превращались в основу слов. За различными звуковыми комплексами постепенно стали вырисовываться те или иные предметы. Уже античные философы понимали, что есть связь между словом, образом, которое оно выражает, и объектом. Богословы средневековья полагали, что способность языка дарована человеку Богом.
В Новое время язык выражает понятия, является средством логического мышления. Т.Гоббс утверждал, что язык обеспечивает общение людей между собой, поступательное развитие культуры, призывал к выяснению по возможности точных определений слов, фиксирующих полное их значение. Д. Локк указывал, что слова являются орудиями истины.
Французские материалисты полагали, что все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков, а все происходящее в душе сводится к деятельности воображения. К.Гельвеция - происхождение сознания, мышления и языка связано с трудовой деятельностью. В. Гумбольдт язык понимал как непрерывное духовное творчество, который по отношению к субъекту обладает самостоятельностью. В философии утверждался взгляд: язык выступает средством выявления значимости (ценности) объектов для субъекта. Язык, полагали, является автономной культурной формой, он функционирует как посредник мысли и тем самым способен открыть сознанию весь мир. Формы культуры (наука, искусство, миф, религия) живут и возможны благодаря языку.