1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ - КАТЕГОРИИ

Специфика философского знания - категории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

категории Категории философии: категориальную модель мира
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Философское познание осуществляется через категории. Термин категория (высказывание) в философию ввел Аристотель -рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о некоем сущем с самим этим сущим. Он выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Категории философии фиксируют характеристики прир. и соц. объектов, («пространства», «времени», «движения», «предмета», «вещи», «количества», «качества»), характеризуют также человека как субъекта деятельности («человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «любовь», «долг», «совесть»).

Категории философии:

  • обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта;

  • выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху;

  • образуют обобщенную картину мира и человека, мировоззрение эпохи. Категории в ходе социализации усваиваются индивидом, определяя его индивидуальное понимание и переживание мировых событий, поступки и действия.

В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в политической культуре и т.п. философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной фил-и критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обнаружения логических противоречий в суждениях и определения способов избавления от них. В средневековой фил-и критика выступала как проблемный метод познания бытия, средство преодоления ограниченности мышления, как способ опровержения догм. Эту традицию в Новое время продолжил и углубил Ф. Бэкон, подвергнув критике догматический способ познания. Критическая функция философии проявилась в борьбе с феодальным строем, когда, стремясь стать наставниками человечества, философы расшатывали престол и пытались опрокинуть алтарь. И. Кант полагал, что философия должна быть прежде всего критическим исследованием человеческой познавательной способности и тех границ, в пределах которых простирается компетенция разума. Критика продуктивна, если она расшатывает устаревшие взгляды и в то же время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все ценное.