1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СПЕЦИФИКА И СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. РОЛЬ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Специфика и своеобразие древнекитайской философии. Роль конфуцианской этики для развития современного Китая

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

моральной практике Оторванность философских исканий чение о "пяти первостихиях" Обращенность философии к прошлому Тесная связь с мифологией Роль конфуцианской этики
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
  • Подчиненность политической и моральной практике. Вопросы этики, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" были в ней доминирующими. Цепочка "Знание - действие - нравственность" была одной из главных линий философствования;

  • Оторванность философских исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. Противостояние философии и естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннее мировоззрение. Это обернулось недостаточной развитостью натурфилософских идей;

  • Своеобразной материалистической конкретизацией рассматриваемой картины мира было учение о "пяти первостихиях". В "Книге истории" говорится: «Первое начало - вода, 2 - огонь, 3 – дерево, 4 - металл и 5 – земля. Постоянная природа воды - быть мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься вверх; дерева - поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла - подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай»;

  • Обращенность философии к прошлому. Все выдвинутые проекты идеального общества были в действительности идеализацией глубокой древности. Ярким выражением этого был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков;

  • Тесная связь с мифологией. Отличительной особенностью мифов был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них богов и духов. Важным элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые авторитетные аргументы;

  • Религия проходила тест на философское обоснование, чтобы быть принятой обществом. Даже более того, сама философия могла превращаться в религию. Вот конфуцианство. Это и философия, и, как канонизированное учение, - религия;

  • Слабая разработка вопросов логики, сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-философской терминологии был иероглифический характер китайской письменности.

Роль конфуцианской этики: Конфуцианская этика существовала и определяла развитие Китая с древних времен и до нашего времени, является основой развития страны. Система подчинения, государство – вот что главное, центральная роль отводится семье. Конфуцианская этика помогла соединить буржуазные права собственности с феодальной общиной.