... > Философия > Средневековая христианская философия,...

Средневековая христианская философия, ее теоцентрический характер. Августин Блаженный, Фома Аквинский

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Средневековая философия Креационизм Провиденциализм Эсхатология Августин Блаженный Фома Аквинский
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I — XV вв.), который непосредственно связан с христианской религией. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (греч. theos — бог). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм – учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Антропоцентризм – учение о человеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию.

Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях.

Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнется райская жизнь.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. Мир разделен на два града: град земной, т.е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь — единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.

Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский. Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь.

В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина — Бог. 2.Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель — Бог. 3.Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое — Бог. 4.Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог. 5.Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель — Бог.