Средневековая христианская философия, ее теоцентрический характер. Августин Блаженный, Фома Аквинский
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I — XV вв.), который непосредственно связан с христианской религией. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (греч. theos — бог). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.
Креационизм – учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Антропоцентризм – учение о человеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию.
Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях.
Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнется райская жизнь.
Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. Мир разделен на два града: град земной, т.е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь — единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.
Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский. Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь.
В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина — Бог. 2.Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель — Бог. 3.Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое — Бог. 4.Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог. 5.Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель — Бог.