... > Философия > Становление и основные...

Становление и основные черты неклассической философии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Мир как воля и представление» Критика слева Критика справа Иррационализм Артур Шопенгауэр Воля Фридрих Ницше философии жизни воля к власти Сёрен Кьеркегор
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шла критика немецкой классической философии, особенно гегельянства:

  • «Критика слева», представленная материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

  • «Критика справа», представленная так называемой неклассической идеалистической философией.

Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. иррационализм и «философия жизни» и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея, Кьеркегор.

Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) — философские течения, провозглашающие неразумное начало и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы.

Артур Шопенгауэр. выступал против диалектики и историзма Гегеля, универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. В своей книге «Мир как воля и представление» выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта, и не из субъекта, а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей.

Фридрих Ницше основоположник «философии жизни». Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: воля к жизни; воля внутри самого человека (внутренний стержень); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; воля к власти.

Сёрен Кьеркегор. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или существование, которые игнорировались прежней философией. Если научное мышление, считает Кьеркегор, исходит из чисто теоретического интереса, оно абстрактно безразлично, то экзистенциальное мышление связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, человеческим знанием.