Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные направления философии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Становление и особенности средневековой мусульманской философии
Термин «арабо-исламская» философия достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя философия эта далеко не всегда была религиозной, развивалась она все же в культуре, где доминировал ислам.
Победа ислама в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией в Аравии и установление в результате завоеваний господства на огромной территории принесли новую форму организации общественной жизни, знаменовавшую приход на место родовых связей отношений феодальных. Монотеистическая религия ислама стала идеологией этого объединения. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем уже обладали жившие здесь народы и что придало своеобразные черты ее облику. Это довольно скоро выразилось в появлении многочисленных сект внутри ислама. Разные формы протеста против навязанной силой религии выливались в идейные течения. В них сказалось влияние древне-иранской религии зороастризма, гностицизма, религиозно-философского учения манихейства, вобравшего в себя в свою очередь идеи зороастризма, христианства и буддизма.
Основные направления религиозной философии
Основные направления религиозной философии:
Суфизм — мистическое течение в исламе. Возникло в VIII-VIV веках, окончательно сформировалось в X-XII веке. Для суфизма характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога и слиянию с ним. Оказал огромное влияние на арабскую и персидскую поэзию.
Калам — мусульманское спекулятивное богословие. Возникло в VIII-VIV веках в неортодоксальной форме среди мутазилитов, в IX-X веках адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами. В отличие от мусульман они разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально – логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека).
Исмаилизм. Исмаилиты приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в халифате в VIII веке и названы по имени Исмаила, который считался законным 7 имамом.