... > Философия > Становление и развитие...

Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Личность Воспитание Круги человеческого бытия Логико-психический круг Современные модусы Homo sapiens
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в соц-ном статусе и соц-ных ролях индивида, в его соц-но значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Фор-ние личности пр-ит под возд социокультурных программ как систем функц-их в об-ве ценностей. Реализация таких программ и есть воспитание как целенаправленное воздействие на человека.

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Большое значение для превращения биологического индивида в личность имеет труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Таким образом, в схеме системной детерминации развития личности можно выделить три момента: индивидные свойства личности; социально-исторический образ жизни личности и совместная деятельность личности в системе общественных отношений.

Круги человеческого бытия. Человек как личность многолик в своих проявлениях. "В человеке, -писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия". Исходный пункт тут - великий и бесконечный мир Природы, Космоса и Хаоса, Становле­ния и Пребывания. Человек венец земной Жизни. Живые организмы обладают рядом черт, которые в отделяют их от неживого мира.

Логико-психический круг человеческого бытия образуют мышление, память, воля, потребности, внимание, личное "Я", деятельность и др. Все такого рода элементы психики выражаются суммарно одним словом – сознание. У человека сознание - как соци­альный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Ими он поддерживает свое суще­ствование, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. Эти об­щественные отношения составляют социальный круг на­шего бытия - динамичный мир человеческого общения, производства, экономики, технологии, бизнеса, полити­ки, искусства, спорта, религии, развлечений, работы и отдыха.

Изготовляя и используя орудия труда, трансформируя научные знания во все более усложняющуюся. В сложном этом внутреннем мире сознания и субъективных пережи­ваний людей рождаются знания и художественные обра­зы, укореняются верования, цели и идеалы, испытывают-ся воля и нравственные принципы. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту - будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое побуждение человеческого действия. Здесь мы описали духовность как круг бытия. Можно с уверенностью сказать, что из всех компо­нентов космобиопсихосоциодуховной сущности человече­ства именно духовная ее составляющая воплощает собст­венно Идею Человека. Пятый круг бытия - пространство Возвышенной экзистенции (существование). По большому счету, только ею может оцениваться уровень прогресса культуры и ци­вилизации.

Современные модусы Homo sapiens (человека разумного). Фромм в работе «Иметь или быть?» проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных богатств. «Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие -- эта два основных способа существования человека и преобладание одного из них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Современное общество ценит, однако, только модус обладания.

Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия формирует у людей разные системы потребностей и ориентирует их на разные модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию - потребительство. «В современных развитых промышленных обществах потребление - наиболее важная из форм обладания». «Нынешние потребители могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю. Концепция Эриха Фромма довольно удачно описывает систему противоречий личности современного типа, сформировавшегося в западных странах.