... > Философия > Статус и основные...

Статус и основные тенденции развития философии в средневековой культуре. Номинализм и реализм. Томизм

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Средние века Патристика Схоластика Томизм умеренным реалистом
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Средние века – период феодального способа производства соответственно новая религия – христианство и новая философия – религиозная. Религия занимала доминирующее положение во всех сферах деятельности. Философия стала служанкой религии. В этих условиях господствующим становится объективный идеализм и философия становится геоцентрической (Бог в центре внимания).

Две осн. идеи: 1.Идея творения мира Богом; 2.Идея божественного откровения давала ответ на вторую сторону осн. вопроса философии «мир познается через религиозную веру». По другому понимается соотношение мира и Бога, человека и природы.

Фил. сред. веков прошла 2 этапа:

  • Патристика – учение отцов церкви II-VIII в. н.э на этом этапе только начинает формирование религиозной философии;

  • Схоластика – школьная фил. VIII-XIV в. н.э на этом этапе окончательно формирует средневековая философия. На этапе патристики шел спор, а том нужна ли философия религии Тертулиан заявил что фил. явл. помехой для религии, т.к она ведёт к ереси. Лозунг «верю потому, что абсурдно». Августин Аврелий 4-5в.н.э заявил «Верю потому что понимаю». Фил. может быть полезной для религии, т.к разум укрепляет веру.

Схоласты считали, что всякое знание имеет 2 источника:

Библия и др. религиозные тексты.Тексты древн. греческих идеалистов Платона и Аристотеля. Фил. проблема которую обсуждали схоласты «как соотносятся общие понятия с единичными вещами». В споре участвовали реалисты и номиналисты. Реалисты утверждали, что новые понятие сущ. реально, ранее вещей в божественном разуме. Номиналисты утверждали, что новые понятия сущ. условно после вещей в чел. разуме. Реализм – это объективный идеализм, т.к. сущ. название, а потом сама вещь. Номинализм – материализм, т.к в начале сущ. Вещь, а затем понятие.

Томизм учение Ф. Аквинского – был самым авторитетным фил. сред. веков XIII в. После смерти объявлен святым за теоретические заслуги перед церковью. Он отредактировал библию в комментариях он устранил и сгладил многие противоречия в тексте библии. Самым недопустимым в библии было противоречия между 2 природами и Исуссом Христом. Он использовал учения Аристотеля о материи и форме.

В теории познания он разработал принципы гармонии веры и разума. В которой на словах признавалось равноправие веры и разума, а на деле разум оказ. в подчинении у веры т.к. разум познания Бога и его деяний. Был умеренным реалистом, по его мнению, общее понятие сущ. 3 способа: