... > Философия > Структура научных революций...

Структура научных революций Томаса Куна

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

парадигме Нормальная наука дисциплинарной матрице Аномалия Смена парадигмы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В развитии научного знания особую роль играет деятельность научного сообщества. Определяющая роль принадлежит не методологи, а парадигме (т.е. совокупности убеждений, ценностей, методов, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научные традиции). Кун утверждал, что парадигма по содержанию шире теории и НИП. Выделяет циклическую схему развития науки в ее истории:

Нормальная наука – наука в рамках господствующей парадигмы. Это «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности».

Наука понимается как традиция. Чаще всего под этим понимается некоторая достаточно общепринятая теоретическая концепция типа системы Коперника, механики Ньютона, кислородной теории Лавуазье и т.п. Конкретизируя свое представление о парадигме, он вводит понятие о дисциплинарной матрице, в состав которой включает следующие четыре элемента:

  • Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома, закона Джоуля-Ленца и т.д;

  • Концептуальные модели, примерами которых могут служить общие утверждения такого типа: "Теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело";

  • Ценностные установки, принятые в научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом;

  • Образцы решений конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается уже студент в процессе обучения. Этому элементу дисциплинарной матрицы Кун придает особое значение, и в следующем параграфе мы остановимся на этом более подробно.

По образному выражению Куна, ученые, работающие в нормальной науке, постоянно заняты «наведением порядка», т. е. проверкой и уточнением известных фактов, а также сбором новых фактов, в принципе предсказанных или выделенных теорией. Ученый и не стремится к получению принципиально новых результатов, однако, действуя по заданным правилам, он непреднамеренно, т.е. случайным и побочным образом, наталкивается на такие факты и явления, которые требуют изменения самих этих правил.

Аномалия – некое новое знание, которое не согласуется с существующей системой методов и правил научного исследования.

Кризис в умах ученых – осознание аномалии без изменения самой теории.

Смена парадигмы в результате научной революции; смена взгляда на мир с переходом на новую нормальную науку.