... > Философия > Структура научно-исследовательского действия....

Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Процесс познания Субъект познания Объект познания Процесс исследования Диалектика Сенсуалисты Рационалисты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Процесс познания - совокупность познавательных действий. В науке действия называются исследованиями и являются частью познавательных действий.

Для научно-исследовательского действия необходимо:

  • Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный чел-к (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом);

  • Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Цель исследования – для чего оно, что исследуется.

Процесс исследования: а) Фиксирование объекта и выделение предмета исследования. б) Осуществление эмпирического уровня исследования: наблюдение и/или эксперимент; в) Теоретическая обработка фактов, включение их в систему знаний; г) Реализация на практике выработанных теорий.

Диалектика преодолевает как сенсуализм, который явно преувеличивает значение чувственного в познании, так и рационализм, который явно недооценивает роль чувственного в познании, видя в нем зачастую лишь толчок к логическому мышлению.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

Рациональное познание наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения - сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что "все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума". Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).

Рационалисты опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления (Рационализм – направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции.). Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

В структуре познавательного процесса большую роль играет интуиции. Ее сторонники интуитивизма считали единственно достоверным средством познания. Интуицией познавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств.

Интуитивизм - направление в Ф, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XXв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. 2 основных течения. Первое-Анри Бергсоном характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Второе - Лосским. Он не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания. Он выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую.

Интуитивизм развивали также русские философы Франк, Трубецкой, представители германской феноменологической школы Шелер, Гартман.