Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Процесс познания - совокупность познавательных действий. В науке действия называются исследованиями и являются частью познавательных действий.
Для научно-исследовательского действия необходимо:
Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный чел-к (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом);
Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.
Цель исследования – для чего оно, что исследуется.
Процесс исследования: а) Фиксирование объекта и выделение предмета исследования. б) Осуществление эмпирического уровня исследования: наблюдение и/или эксперимент; в) Теоретическая обработка фактов, включение их в систему знаний; г) Реализация на практике выработанных теорий.
Диалектика преодолевает как сенсуализм, который явно преувеличивает значение чувственного в познании, так и рационализм, который явно недооценивает роль чувственного в познании, видя в нем зачастую лишь толчок к логическому мышлению.
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Рациональное познание наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения - сенсуализм и рационализм.
Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что "все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума". Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).
Рационалисты опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления (Рационализм – направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции.). Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
В структуре познавательного процесса большую роль играет интуиции. Ее сторонники интуитивизма считали единственно достоверным средством познания. Интуицией познавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств.
Интуитивизм - направление в Ф, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XXв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. 2 основных течения. Первое-Анри Бергсоном характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Второе - Лосским. Он не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания. Он выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую.
Интуитивизм развивали также русские философы Франк, Трубецкой, представители германской феноменологической школы Шелер, Гартман.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.