... > Философия > Структура научного знания....

Структура научного знания. Методология научного исследования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

методологией эмпирический теоретический метатеоретический Методология науки анализ системный подход общенаучные
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Уровни структуры научного знания отличаются спецификой методов, методологией.

Основные уровни структуры научного знания:

  • эмпирический уровень непосредственно связывает научное исследование с практикой и чаще всего представляет собой опытно-экспериментальное познание. Эмпирическое научное познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. Формами эмпирического уровня научного исследования являются: научные данные и научные факты, а методами эмпирического исследования- наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

  • теоретический уровень направлен выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции). Формами теоретического уровня научного исследования являются: научная проблема, гипотеза, теория, научная картина мира;

  • метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), таким образом создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – и все это через отраслевую и философскую рефлексию.

Методология науки — учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. В философии науки методология научного познания уже в Новое время заняла особое место.

Научные методы можно классифицировать, разделять на различные группы по разным основаниям. Как правило,используется классификация по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частнонаучные) и характеру получаемого знания( эмпирические, теоретические и метатеоретические)

К общим и общенаучным методам относятся: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др. К специфическим научным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, а также гипотетико-дедуктивный метод и научное описание, формализация, моделирование и аксиоматизация, исторический и логический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

В конце XIX-XX вв. важнейшее место в научном познании стал занимать системный подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем различной степени сложности.