Структура познания. Диалектика объекта и субъекта познания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Проблема познавательной деятельности человека занимает одно из очень важных мест в общей структуре философского знания. Сущность человека заключается в постоянном удовлетворении информационной, познавательной потребности, а она лежит в основе определения человеком смысла своей жизни.
Понятие «познание» весьма близко по смыслу к понятию «сознание». По своему содержанию эти понятия могут быть признаны тождественными в силу единого корня в названии этих понятий — «знание», поэтому нельзя познавать не осознавая, что именно познается. В то же время нельзя что-либо сознавать, не познавая при этом окружающий человека мир. Вместе с тем, оба эти понятия несут разную функциональную нагрузку, так как сознание — это есть функционирование знаний человека о действительности, а познание — это приобретение, умножение и развитие приобретенных знаний. Таким образом познание представляет собой процесс, в котором взаимодействуют две стороны: субъект и объект познания.
Субъект познания — это человек, который обладает познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью.
Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности — человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны.
Основная роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности.
Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д.
В философии сложились две точки зрения не процесс познания — гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем.
Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — самостоятельная деятельность идеального разума.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент.
Структура познания (её виды):
обыденное познание - основано на повседневном опыте людей и здравом смысле при оценке полученного знания;
художественное – основано на чувственно – образном отражении в сознании людей действительности;
мистико–религиозное – характерно фантастическое представление о мире;
научное познание – ищет целенаправленно истину, точное знание. Системность, доказательность, наличие точных методов постижения мира, общества, человека.
Первоначалом всякого знания о вещах, предметах и явлениях природы является житейский опыт, поэтому его берут за основу все остальные виды познания – религия, искусство, наука, медицина