1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Структура сознания - индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Уровни сознания Структура и свойства Сознание индивида и общественное сознание самосоз­нание
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Если при решении ряда мировоззренческих вопросов допустимо рассматри­вать сознание как нечто целостное и однородное, то при специ­альном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сло­жилась тенденция оценивать проявления духовной деятель­ности более дифференцированно. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование.

Структура и свойства сознания в существенной степени пре­допределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные учас­тки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций.

Левое полушарие (у правшей) уп­равляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое - отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, фор­мирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного учас­тия обоих полушарий.

Уровни сознания:

  • Надсознательное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов;

  • Сознательное - та часть психичес­кой деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадле­жит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой ос­нове его поведения;

  • Подсознательное - слой психической деятельности, который в данный кон­кретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги);

  • Бессознательное - неяв­ные знания, а также такие импульсы или переживания, кото­рые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни.

Поскольку человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измере­ние – идеологичность.

Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании от­ражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его дея­тельности, в непосредственных усилиях самой личности.

Специфическим качеством и высшим выражением созна­ния у человека как члена общества является его самосоз­нание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление сво­их поступков и отношения к другим людям. Самосозна­ние развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не вы­деляет себя как особое "Я", не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя – результат многообраз­ной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовер­шенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собствен­ной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля – качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зави­сит во многом от самой личности, сознательно себя тво­рящей.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.