Структура сознания - индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Если при решении ряда мировоззренческих вопросов допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцированно. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование.
Структура и свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций.
Левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое - отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.
Уровни сознания:
Надсознательное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов;
Сознательное - та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения;
Подсознательное - слой психической деятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги);
Бессознательное - неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни.
Поскольку человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение – идеологичность.
Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности.
Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не выделяет себя как особое "Я", не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя – результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовершенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля – качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зависит во многом от самой личности, сознательно себя творящей.