... > Философия > Структура, уровни и...

Структура, уровни и функции мировоззрения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мировоззрение Типы мировоззрения В структуре мировоззрения Основные сферы компоненты мировоззрения К функциям мировоззрения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу социального поведения.

Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем.

В научный оборот «мировоззрение» как термин, как понятие, описывающее реальный феномен, был введен в XVIII веке.

Субъектом (носителем) мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество на определенной ступени развития (культура).

К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? В чем смысл жизни? и т.п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.

Типы мировоззрения: 1)мифологическое(магия — система действий, направленных на объяснение и изменение окружающего мира путем обращения к сверхъестественным силам.), 2) религиозное (Вера — мировоззренческая установка, состоящая в безусловной убежденности в истинности религиозного учения.), 3)научное(Рационализация — это система действий, основывающаяся на убеждении в принципиальной естественности всего существующего, т.е. в отсутствии сверхъестественного как в окружающем мире, так и за его пределами.), 4)философское.

В структуре мировоззрения выделяются:

  • Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения):

    • -духовно-практический: «жизненная философия», Этот уровень фиксирует складывающиеся стихийно, под воздействием повседневного опыта, будничной практики взгляды людей на мир и самих себя. Духовно-практический уровень находит свое обобщенное выражение в мифологии, религии и в искусстве;

    • -рационально-теоретический уровень Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность);

  • Основные сферы духовного мира личности:

    • рациональная («разум»), т.е. модификация рационально-теоретического уровня. Показывает сходство, общность людей («сила мышления»);

    • эмоционально-чувственная («сердце»), раскрывает, чем отличается один человек от другого, что составляет его уникальность и неповторимость;

    • волевая («воля») т.е. сплав разума и чувств, механизм перевода идеальных состояний духовного мира в практические дела;

  • Основные элементы, компоненты мировоззрения:

    • знания – представления о конкретно-научной и универсальной картине мира, накопленные наукой и историческим опытом людей;

    • жизненные ценности, идеалы. Ценность – это свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Идеал – абсолютная ценность. В систему ценностей человека входят настроения, стремления, надежды, представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели, представления о ценности и смысле самой человеческой жизни;

    • верования, убеждения – это стержень мировоззрения, духовный стержень личности.

К функциям мировоззрения относятся:

  • Познавательная: базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Систематизирует и обобщает результаты индивидуального познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи;

  • Ценностно-нормативная (оценочная): человек должен руководствоваться определенными общественными регуляторами. Осознание и оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему через призму своих интересов и целей;

  • Поведенческая (практическая): жизненные планы, целеполагание, программа социального поведения и т.д. Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.