Субъект и объект познания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали человеческого индивида, под объектом же — то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию.
Кантовский трансцендентальный субъект — это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира.
Объект же — продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту.
Итак, разделение на объект и субъект начинается с Канта и Гегеля, встречается у Маркса и Ленина, у современных марксистов. Современная западная философия эту модель признает.
Модель субъект-объектного отношения подвергают сомнению:
восточная философия (даосизм), где мир понимается как единое целое;
современный постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез).
Каковы же основные качества субъекта, отличающего его от объекта. Исходная характеристика субъекта — активность. Объект же — это предмет приложения активности.
Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. На основании всех этих качеств можно дать такое определение субъекта и объекта.
Субъект — это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.
Объект — это сфера приложения активности субъекта.
Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект — это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъекта, когда он сумеет овладеть созданным обществом миром культуры, превратить достижения человечества в свои силы и способности. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превращается в объект.