Субъективный идеализм Джорджа Беркли и агностицизм Дэвида Юм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Джордж Беркли – разработал субъективно-идеалистическое учение, первой половины XVIII века все качество вещей сделал вторичным, т.е. субъективное качество существует только в душе человека, но не в вещах. Ощущения единственная воспринимаемая человеком реальность.
Главный удар решил нанести по понятию материи, заявил, что понятие общее, а потому ложное, т.к. нет материи, есть отдельные вещи представляющие собой сочетание ощущений человека. Мы видим отдельные цвета, а не окрашивающую материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. По Дж. Беркли вещи состоят не из атомов, а из ощущений человека. Вещь существует, если ее кто-либо воспринимает в своих ощущениях. Вещи не исчезают, если ее кто-либо воспринимает в своих ощущениях, т.к. в это время ее воспринимает Бог, как вечный субъект.
Агностицизм Давида Юма – он разработал свое учение в середине XVIII века. Вывод люди имеют незначительно количество знаний эти знания носят поверхностный, неточный, узко - практический характер, эти знания не являются истинными. Задачу познания видел не в постижении тайн мира, а в способности быть руководителем для практический деятельности.
Действительность – это поток впечатлений, причины которых принципиально непознаваемы. Д. Юм считал, что проблема соотношения сознания и материи теоретически не объяснимо. Юм отрицает существования категории субстанции и сводит идею субстрата к идее совокупности отдельных качеств. В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.