1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

Сущность материалистического и идеалистического понимания истории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Теологическая концепция Цивилизационная теория материалистических трактовок исторического процесса Марксистская концепция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Идеализмом в понимании истории называется такая трактовка, при которой в качестве главного движущего фактора исторического и социального развития принимается нечто нематериальное, духовное. В конечном итоге идеалистическая трактовка означает признание первичности общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Существует несколько идеалистических трактовок исторического процесса:

  • Первая идеалистическая концепция исторического развития принадлежит Платону. В основе ее положены нормы этики, которые должны послужить фундаментом так называемого идеального государства. Исторический процесс определяется моральными и нравственными соотношениями, поэтому большое внимание в концепции Платона уделяется воспитанию и гармоническому развитию граждан, разработке универсального права, основанного на морали;

  • Теологическая концепция трактует исторический процесс как реализацию божественного провидения; все заранее предначертано, определено божественной волей. в этой концепции можно выделить два главных аспекта:

    • стремление создать единую концепцию всемирной истории;

    • стремление понять смысл как исторического процесса, так и жизни человека (представители: Блаженный Августин, Фома Аквинский);

  • Исторический процесс определяется сменой религий (Фейербах, Каутский);

  • Исторический процесс трактуется как эволюция прогресса человеческого разума (французские просветители - Вольтер, Руссо, Кондорсе);

  • Джамбаттист Вико в XVII в. разработал т.н. теорию "исторического круговорота", согласно которой исторический процесс есть циклическая смена трех эпох: божественной, героической и человеческой. Божественная эпоха: государство отсутствует, власть находится в руках жрецов, знание преимущественно мифологично. Героическая эпоха: возникает государство, власть находится в руках аристократии (военных), зарождается умозрительное теоретическое знание. Человеческая эпоха: государство продолжает развиваться, власть - демократия, начинает развиваться экспериментальная наука. после прохождения этих трех стадий происходит крах цивилизации и наступает опять божественная эпоха;

  • Цивилизационная теория (Шпенглер, Сорокин) рассматривает историю не как единый процесс, а как совокупность отдельных культурно-исторических типов - цивилизаций. Унификация исторического процесса невозможна, т.к. каждая цивилизация развивается по специфическим законам, хотя каждая из них имеет определенные стадии развития: зарождение, становление, расцвет, загнивание и гибель. После гибели цивилизации уже не возрождаются, они существуют до тех пор, пока отвечают на вызовы времени (засухи, нашествия врагов, народные восстания). Цивилизации не переходят одна в другую, а контакты между ними часто приводят к конфликтам. Цивилизации возникают благодаря мистическому началу, жизненному позыву. "Плюсы" этой концепции: она учитывает не только объективные, но и субъективные факторы развития истории;

  • Теория пассионарностей Гумилева. Исторический процесс есть совокупность историй различных этносов (этнос - способность homo sapiens противопоставлять себя окружающему миру). Этносов больше, чем цивилизаций. Пассионарность - некий "энергетический потенциал" этноса, непреодолимое, подчас иррациональное стремление к достижению какой-либо цели. История этноса есть процесс развития, расцвета и дальнейшей невосполнимой утраты пассионарности. Когда происходит "взрыв" пассионарности, этносы начинают совершать подвиги, происходит расцвет этноса; затем пассионарный дух растрачивается в подвигах и она падает, затухает. Средний срок жизни этноса - 12 лет.

Материализмом в понимании истории называется такая трактовка, при которой в качестве главного движущего фактора исторического и социального развития принимается нечто материальное (таких трактовок немного). Признаки первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию (общественное сознание - та духовная область, которая существует благодаря обществу).

Существует несколько материалистических трактовок исторического процесса:

  • Географический детерминизм в определенных формах известен еще со времен античности (например, у Геродота и Цицерона). В Новое Время концепция развивалась Монтескье; серьезное развитие географический детерминизм получил в русской философии (Данилевский, Мечников, Бердяев).Ход исторического процесса, основные предпосылки развития, менталитет, характер народа в целом определяется географическими условиями (окружающая среда, климат, ландшафт). Мечников, например, говорил, что все зависит от числа и характера водоемов, различал речные, морские и океанические цивилизации;

  • Марксистская концепция, или теория общественно-экономических формаций (ОЭФ). По Марксу, решающим фактором становления человечества является труд, в процессе которого главная роль отводится изготовлению орудий труда. Исторический процесс определяется сменой способа материального производства (производительных сил, производственных отношений). История есть естественный, т.е. независимый от воли и сознания людей, процесс смены ОЭФ. ОЭФ - логический и обобщенный тип устройства и организации социально-экономической жизни общества, формирующийся на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ сходных черт и признаков, главным образом, с точки зрения форм собственности и хозяйства;

  • Маркс выделял пять ОЭФ: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Марксистская концепция относится в целом к разряду оптимистических, т.к. "золотой век" человечества впереди, а не позади. Капиталистической ОЭФ заканчивается т.н. предыстория человечества, реальный же исторический процесс начинается с социализма (перехода от социализма к коммунизму). С современной точки зрения марксизму, как правило, отказывают в эвристической функции (способности предсказывать будущее). Исторический процесс по Марксу имеет спиралевидную форму (диалектика). Абсолютизируется классовая борьба (в любом обществе есть антагонистические настроения);

  • Концепция Чижевского. Исторический процесс совпадает по периодизации с ритмами солнечной активности. Года 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989 (через 12 лет). Эта концепция может считаться частным случаем географического детерминизма.

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств
Доступно в ПК-версии сайта
Баннер перед загрузкой видео

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.