Сущность познания, Субъект и объект познания, Формы познавательного процесса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Познание – есть активное, целенаправленное отражение действительности сознаний человека. Познание – есть процесс получения, накопления и систематизации знаний о действительности. В познании участвуют субъект и объект познания, и познавательные средства.
Субъект познания – отдельный индивид, коллектив или общество в целом обладающее сознанием и волей, практически действующее и оценивающее. Субъект познания является общественно-историческим существом, представителем своей эпохи, общества, реализованной в процессе познания общественной цели. Субъект познания – тот, кто познает, объект познания – то, что познается.
Объект познания – фрагмент действительности, на который направлена познавательная активность субъекта. Объектом познания является определенные стороны, грани природы, общества, человека.
Объектом познания могут быть явления объективного мира, субъективный мир человека, продукт интеллектуальной и художественной деятельности человека. Выбор объекта познания исторически обусловлен условием развития знаний и потребностями производства.
В исторической философии встречается 6 различных точек зрения на процесс познания:
Диалектико-материалистическая – в ней познание рассматривается как свойство мозга, заключающего в субъективном отражении действительности в сознании человека. Познание рассматривается как активный процесс, в котором познающий субъект воздействует на объект. Субъект познания рассматривается как общественно-историческое существо. Познание рассматривается как диалектический процесс перехода от менее точного и полного знания к более полному и точному знанию и в итоге получается объективная и конкретная истина, объединяющая в себе абсолютную и относительную истины;
Метафизического материализма – в ней допускаются следующие ошибки: - натурализм в понимании субъекта познания; - созерцательность, т.е. не понимание роли практики в познании; - непонимание диалектики абсолютной и относительной истины;
Объективно-идеалистическая – в ней источником знаний считается не материальный мир, а духовное начало;
Субъективно-идеалистическая – в ней утверждается, что человек познает не материальный мир, а свои собственные психологические процессы, содержание знаний обусловлены свойствами психики человека;
Иррационалистическая – в ней утверждается, что ведущая роль в познании играет не органы чувств и ее мышление, а внелогические формы познания;
Агностическая – в ней утверждается, что мир частично или полностью не познаваем.