Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответствующим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Его душа как глубинная жизненная энергия не знает свободы, поскольку основные сюжеты ее земных странствий предопределены богами и судьбой.
Частичное преодоление фатализма происходит в средневековой культуре, содержательно укорененной в христианском вероучении. Человек как образ и подобие наделяется свойством свободы воли как способности души к самостоятельному выбору между добром и злом. Перспектива Страшного Суда предполагала высшую оценку человека за те поступки, которые он осуществил самостоятельно. В то же время греховность человеческой природы могла быть побеждена лишь в случае соучастия божественных сил в свободном выборе, где Провидение дает немногим избранным стойкость в осуществлении добра, обеспечивая этим их право на вечное блаженство.
Рационализм новоевропейской философии обусловил радикальное предопределения и свободы воли. Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения, лежащего в основании любого действия или поступка. Правомерность такого выбора обеспечивается его соотнесенностью со строгими законами самого разума, выявляемыми в процессе познавательной деятельности. Средневековый символ свободы воли, акцентировавшей ее внутреннюю природу, сменяется в новоевропейскую эпоху спинозовской формулой свободы как познанной необходимости. Внутренняя парадоксальность в том, что разум одновременно диктует свои законы внешней действительности и оказывается у них в подчинении. Прежняя вера в неисповедимость Божественного промысла уступает место научной, что, в свою очередь, лишит человечество иллюзии свободы как особой, не укладывается в общее правило ситуации, но обеспечит ему власть и контроль над любой ситуацией.
Ранее философы рассматривали свободу как отношение человека к своей работе, жизни и окружающей среде. В «Философии закона» Кант характеризует свободу как независимость от чужой воли.
Американская и английская либеральная мысль связывает свободу с индивидуализмом – успех ждет человека постольку, поскольку он старается быть самим собой. Сторонники данной трактовки полагают, что свобода приходит тогда, когда исчезают всякого рода препятствия.
Адлер выводит свою формулу свободы, которая включает три компонента: человек свободен, если он может следовать избранному пути; если он в состоянии воплотить свое решение в жизнь; если он в силах достичь цели.
Свобода возникает тогда, когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля, мышление, желания и действия.
Свобода имеет и отрицательное, и положительное значения. Свободен не тот человек, который ждет, как изменятся окружающие его обстоятельства, а тот, кто действует сам и своими действиями вызывает изменение этих обстоятельств. Свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта.
Свобода является исходным условием и конечной целью любой деятельности. Можно сказать, что оборотной стороной категории свободы является категория ответственности.
Категория ответственности - способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать правильный выбор, достигать определенного результата, сознательно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.
Ответственность у того или иного индивида появляется как результат реализации им тех требований, которые предъявляет к нему общество, коллектив, семья. Отсюда различные виды ответственности в зависимости от субъекта ответственных действий - гражданская, правовая, индивидуальная, коллективная ответственность.