... > Философия > Свобода как ценность...

Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Эволюция представлений о свободе Частичное преодоление фатализма английская либеральная мысль Категория ответственности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Эволюция представлений о свободе в истории филосо­фии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответству­ющим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Его душа как глубинная жизненная энергия не знает свобо­ды, поскольку основные сюжеты ее земных странствий пре­допределены богами и судьбой.

Частичное преодоление фатализма происходит в средне­вековой культуре, содержательно укорененной в христиан­ском вероучении. Человек как образ и подобие наделяется свойством свободы воли как способности души к самостоятельному выбору между добром и злом. Перспектива Страшного Суда предпола­гала высшую оценку человека за те поступки, которые он осуществил самостоятельно. В то же время греховность человеческой природы могла быть побеждена лишь в случае соучастия божественных сил в свободном вы­боре, где Провидение дает немногим избранным стойкость в осуществлении добра, обеспечивая этим их право на веч­ное блаженство.

Рационализм новоевропейской философии обусловил радикальное пре­допределения и свободы воли. Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обуслов­ливают свободный выбор суждения, лежащего в основании любого действия или поступка. Правомерность такого вы­бора обеспечивается его соотнесенностью со строгими зако­нами самого разума, выявляемыми в процессе познаватель­ной деятельности. Средневековый символ свободы воли, ак­центировавшей ее внутреннюю природу, сменяется в новоевропейскую эпоху спинозовской форму­лой свободы как познанной необходимости. Внутренняя па­радоксальность в том, что разум одновременно диктует свои законы внешней действительности и оказывается у них в подчинении. Преж­няя вера в неисповедимость Божественного промысла усту­пает место научной, что, в свою оче­редь, лишит человечество иллюзии свободы как особой, не укладывается в общее правило ситуации, но обеспечит ему власть и контроль над любой ситуацией.

Ранее философы рассматривали свободу как отношение человека к своей работе, жизни и окружающей среде. В «Философии закона» Кант характеризует свободу как независимость от чужой воли.

Американская и английская либеральная мысль связывает сво­боду с индивидуализмом – успех ждет человека постольку, поскольку он старается быть самим собой. Сторонники данной трактовки полагают, что свобода приходит тогда, когда исчезают всякого рода препятствия.

Адлер выводит свою формулу свободы, которая включает три компонента: человек свободен, если он может следовать избран­ному пути; если он в состоянии воплотить свое решение в жизнь; если он в силах достичь цели.

Свобода возникает тогда, когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля, мышле­ние, желания и действия.

Свобода имеет и отрицательное, и положительное значения. Свободен не тот человек, который ждет, как изменятся окружающие его обстоятельства, а тот, кто действует сам и своими действиями вызывает изменение этих обстоятельств. Свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта.

Свобода является исходным условием и конечной целью любой деятельности. Можно сказать, что оборотной стороной категории свободы является категория ответственности.

Категория ответственности - способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать правиль­ный выбор, достигать определенного результата, сознатель­но, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.

Ответственность у того или иного индивида появляется как результат реализации им тех требований, которые предъявляет к нему общество, коллектив, семья. Отсюда различные виды ответственности в зависимости от субъек­та ответственных действий - гражданская, правовая, индиви­дуальная, коллективная ответственность.