1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ТЕХНИКА И ЕЁ РОЛЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Техника и её роль в истории цивилизации

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Технические средства 3 основных этапа развития техники научно-техническое творчество научно-технич.знания эпоху Возрождения технологию
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Технические средства призваны быть продолжением естественных работающих органов человека.

3 основных этапа развития техники :

  • Орудия ручного труда (инструменты). Орудия в технологическом процессе лишь удлиняют и усиливают работающие органы чел-ка. Труд носит ручной характер;

  • Машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда. Труд при этом становится механизированным;

  • Автоматы (машины на уровне автоматизации). Человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи. Техника не ограничивается в развитии физиол. пределами чел. организма.

Основой развития техники и технологий является научно-техническое творчество (НТТ-процесс применения достижений естественных наук в оптимизации техн. и технолог. решений).

Структура и направленность НТТ связана с социокультур­ными хар-ками того типа обществ. системы, в котором имеют место научные и технические инновации. НТТ предшествовало творчество техническое, которое стало НТТ после возникновения научно-технич.знания (НТЗ), представленного статикой и гидростатикой Архимеда (перемещение грузов, установление равновесия тел и др.) На основе НТЗ были изобретены «архимедов винт», во­енные метательные машины, небесные сферы, прибор для измерения видимого диаметра Солнца и др.

Интерес к НТЗ проявляется вновь лишь в эпоху Возрождения, когда для решения многих технических задач требовалось применение науч­ных методов. Одновременно складывался и развивался мир бытия техники. К техническим изделиям предъявляются спец. требования, основанные на их произво­дительности, способности служить достижению целей с наименьшими затратами (Данное свойство долго выступало в качестве важнейшего крите­рия принятия технических новшеств).

С развитием рыночных отношений на становление техники стали оказывать влияние факторы обеспечения вы­сокого качества и низкой себестоимости производимых товаров, гарантирующих их высокую конкурентоспо­собность. В Методологии НТТ выделяют 2 принципа: бэконовский принцип господства над природой (все служит человеку, он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей его вещи) и веберовским принципом ра­циональности ( по нему, прибыль — важ­нейший показатель ценности всякого технического ново­введения). Применение этих принципов имело ряд негативных последствий. Развитие техники зависело от существовавших товарно-денежных отношений. В Европе XVII в. развивались прежде всего те области техники, в которых было заинтересовано правительство —вооружение, военный и торговый флот, горное и ювелирное де­ло, измерительная техника. А инновации в сфере произ-ва орудий труда, быт.обслуживания населения и т. д. оставались на втором. Приоритеты стали меняться с победой буржуазии.

На НТТ особое влияние оказывают социальные регулятивы, в воздействии которых проявляется зависимость НТТ от обществ.потребностей. Раньше, целью технологии являлось создание оп­ределенных видов продукции. Сегодня она рассматривается как наука о производственной деятельности, учитывающая в своих решениях и рекомендациях все системные характеристики производства.

Современное НТТ может развиваться лишь ориентируясь на принципиально новую технологию, способную уже в ближайшем будущем удовлетворить насущные потреб­ности социальной практики. Возникшие задачи требуют глубокого познания социальных процессов. Но ни одна техническая дисциплина, опираясь только на внут­ренние ресурсы и возможности, не в состоянии увидеть запросы завтрашнего дня, обосновать, почему надо изо­бретать то, а не это, выпускать такие, а не иные виды продукции. Прогресс в области науки и техники требует высокой общей культуры личности и получение специалистами практических навыков.