... > Философия > Тенденции развития науки

Тенденции развития науки

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

кумулятивизм Вербализованные Невербализованные экстраординарный этап Научная революция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Развитие научного знания возникает на основе предшествующего знания. Иногда взаимосвязь нового со старым знанием приобретает форму кумулятивизма – количественный рост знаний, не сопровождающийся коренными (качественными) изменениями. Новое – это продолжение и расширение знания.

При таком подходе акцент делается на преемственность между старым и новым знанием, т.е традиции являются условием получения нового знания. Такое развитие науки характерно для нормального периода развития знания (науки). По способу существования традиции бывают:

  • Вербализованные, т.е они представлены в виде текстов;

  • Невербализованные, т.е не имеют текстовой формы и относятся к неявному знанию (Полани), т.е принципиально не м/б выражены с помощью различных вербальных средств.

Кун наряду с нормальным развитием Н. выделяет экстраординарный этап, при котором происходит смена парадигмы (смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир). Сам Кун не видел связи между нормальным и революционным этапами развития науки, противопоставляет традицию и новацию.

Под новацией понимается воспроизведение старых образцов исследования в новых условиях, а также их существующие изменения. Для уточнения понятия «новация» некоторые ученые вводят понятие «незнание» и «неведение».

Незнание – позволяет поставить задачу исследования явлений, которые мы не знаем. Здесь новое – результат преднамеренных целенаправленных действий. Новое – это как расширение знания о чем-то уже известном.

Неведение – «я не знаю, что я не знаю». При таком подходе нет целенаправленного поиска, не существует и метода поиска, нет исследовательской программы, поскольку невозможно открыть то, что исследователь и сам не знает.

Как преодолевается «неведение» и какую роль играет традиция в возникновении нового знания? Существует несколько концепций.

Концепция пришельцев. В к.–л. Н. приходит ученый из другого знания и решает ее проблемы с помощью методов своей родной науки. Этот ученый работает в традиции, но в другой области знания, отсюда, принципиально новое знание.

Концепция побочных результатов исследования. Работая в традиции своей области знания ученый случайно получает новые побочные результаты, которые им не планировались, поэтому необычность результатов предполагает выйти ученому за узкие рамки обычной традиции и заставляет его обратиться к совокупности сложившихся традиций в данную эпоху.

Концепция движения с пересадками. Побочные результаты, непреднамеренно полученные в рамках одной традиции, будучи бесполезными для нее м/оказаться очень важными для другой традиции, т.е происходит «пересадка» с одной традиции на другую.

Научная революция означает радикальные изменения в знании, это перестройка оснований науки. Важнейшая характеристика большинства научных революций – не просто переход к исследованию новых объектов, применение новых средств и методов исследования, а создание новых теоретических структур для понимания и объяснения новых фактов.

Революционные изменения в Н. не ограничиваются только концептуальными изменениями. Также этому способствует открытие новых объектов исследования и вызывает новые революционные изменения в Н. (переход от макротел в классической механике к элементарным частицам в квантовой механике). Также революционные изменения Н. происходят при изменении новых средств исследования. Революция в науке XVII в происходит в результате появления экспериментального метода, а появление М. в эксперименте приводит к появлению М.экспериментов.

Революционное значение для развития Н. имеет формирование качественно нового стиля научного исследования.