... > Философия > «Теория идей» -...

«Теория идей» - онтология и гносеология Платона

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Платон «онтология» «гносеология» Средством же к познанию идей бытие вещей и бытие идей
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Теория идей: Платон (427 – 347 до н.э.) ввел в качестве философского понятия термин «идея», употребляя греческие слова «idea» и «eidos» попеременно. Многозначность этого термина: вид (видимая форма), суть, природа, сущность. «Idea» в переводе на латинский превратилось в «forma», а в английский вошло как «form». То, что в окружающем мире мы воспринимаем как тот или иной предмет, является по сути существенным в этом предмете – его идеей. Именно идея делает предмет познаваемым, позволяет дать имя предмету. Платоновские идеи не просто умственные представления, не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от всего чувственного. Сущность вещей делает каждую вещь тем, что она есть на самом деле.

Онтология и гносеология Платона: «онтология» – учение о бытии, «гносеология» – учение о познании. Если Сократ объявил, что лишь познание дает истинное знание, то Платон переходит к дальнейшему утверждению, что лишь то, что мыслится в понятиях формы вещей или идеи – обладает истинным первичным бытием -> бытие вещей и бытие идей. Бытие вещей – изменение, несовершенство, мнение, рассудок. Бытие идей – неизменность, совершенство, истина, разум. Мир идей является «истинно существующим», а мир материальный (мир вещей) является производным от первого. Для всех действий в материальном мире есть идея или причина. Что касается гносеологии то Платон утверждал, что корнем знания является эрос, стремление смертного возвыситься до бессмертия – стремление, которое, переходя постепенно от чувственного к духовному, от единичного к общему, находит свою истинную цель лишь в созерцании и изображении идей. Средством же к познанию идей является отвлеченное или диалектическое мышление, которое имеет двойную задачу:

  • образование понятий, с помощью которого мы восходим от единичного к общему, от обусловленного к безусловному;

  • разделение понятий, которое методически ведет нас, через естественные промежуточные звенья, от общего к частному, и тем самым дает нам знание о взаимном отношении между понятиями, их согласуемости и несогласуемости, их подчинении и соподчинении;

  • Платон решительно возражает против мнения, что идеи суть только мысли и сущ вне душ. Поэтому Платон называет их – сущностью, подлинно сущим и существом вещей. И так для каждого класса вещей сущ лишь одна идея, то они называются также единицами или монадами.