... > Философия > Теория познания Канта:...

Теория познания Канта: априорные формы познания, «вещь в себе» и явление, антиномии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Критика чистого разума» априорных форм Ноумен антиномия противоречия теоретический разум Априорный
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Одно из центральных понятий этой работы — понятие априорности. Априорный — значит внеопытный, не имеющий отношения к опыту. Пространство и время выполняют роль своеобразной координатной сетки, которая необходима для первичного выделения из хаоса чувственного мира. Это — априорные формы нашего рассудка.

Кроме априорных форм пространства и времени рассудок пользуется априорными понятиями, которые Кант разделил на четыре рода: категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реальность, отрицание, ограничение); категории отношения (субстанция, причина, взаимодействие); категории модальности (возможность, необходимость, действительность).

Эти априорные понятия Кант называет последними основоположениями чистого рассудка. Когда они известны, необходимо само действие, с помощью которого чувственный материал мог бы быть преобразован. Кант называет это действие актом трансцендентальной апперцепции.

Ноумен — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям:

  • мир конечен — мир бесконечен;

  • каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого;

  • в мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность;

  • существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.

Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений.