Типы научной рациональности и парадигмы научной деятельности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В соответствии с этапами развития науки различают:
Классическая рациональность основана на экспериментальной науке Нового Времени. Классическую науку создают Галилей (Внедрение математических методов в науке, создание экспериментальной физики), Декарт (Внес принцип движения в М., и декартову систему координат), Кеплер (Установил законы движения планет), Коперник (Идея гелиоцентрической системы мира), Ньютон (Завершает создание классической механики. Устанавливает единство законов небесной и земной механики)
Постулируют:
Стабильность и универсальность законов природы. Природа есть совершеннейший механизм, созданный из запущенного движения гениальным механиком Богом;
Природа познаваема с помощью законов науки. Они являются истинными и общезначимыми.
Идеалы классической рациональности: объективность и предметность знания. Объективность означает, что из описания объекта удаляется все, что относится к субъекту (духовные акты, целевые установки, ее зависимость от средств деятельности, наблюдения).
Неклассическая рациональность возникает в начале XX в. В науке происходят крупные сдвиги:
создается теория относительности, которая дает новые представления о пространстве и времени;
квантовая механика проникает в микромир и устанавливает зависимость наблюдателя от средств наблюдения; решаются проблемы микро- и макроскопичности, наблюдатель с макроскопическим прибором вторгся в микромир, частица взаимодействует с прибором, отсюда невозможно одновременно определить импульсы и координаты микрочастицы (принцип Гейзенберга);
квантовая механика пересматривает соотношение необходимости и случайности в микромире. Если классическая механика утверждал, что в мире царит необходимость, то квантовая механика вводит в микромир случайность;
возникают кибернетика и эволюционная космология;
в науку проникает идея развития. Она реализуется в биологии, космологии, химии;
неклассическая Н. ставит идеалы классической под сомнения. Наука больше не претендует на абсолютную истину, как это делала классическая механика; учитывает зависимость ученого от внутринаучных и социальных ценностей. Ученый детерминирован традициями и средствами деятельности. Появляются новые критерии рациональности. Это прагматичность, эффективность и инструментальность знания.
В последней трети ХХ в идеалы неклассической рациональности были пересмотрены. Цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, которые порождают развитие Н. и Т. Ч. перешел к изучению сложных саморазвивающихся систем (биологические объекты от клетки до Ч, включая природу Вселенной).
Саморазвивающиеся объекты – это открытые системы, обменивающиеся с окружающей средой массой информации и энергии. Вмешательство ученого в такие объекты грозит гибелью. Появляется новая наука, которая изучает эти объекты – синергетика.
В науку входят такие понятия как хаос, диссипация (рассеивание энтропии в окружающую среду), самоорганизация объектов, бифуркация (раздвоение путей развития системы), неопределенность. Знания об объекте детерминируется не только средствами деятельности, но и ценностно-целевыми установками ученого.
Постнеклассическая рациональность. Сделана попытка объединить субъект и объект, соединить мир и человека. Эта рациональность основана на двух принципах:
Объективность знания;
Рефлексивность знания (направленность изучения на самого себя). Ученый должен осознавать основания своей науки и быть за нее ответственным.