Типы научной рациональности и парадигмы научной деятельности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
В соответствии с этапами развития науки различают:
Классическая рациональность основана на экспериментальной науке Нового Времени. Классическую науку создают Галилей (Внедрение математических методов в науке, создание экспериментальной физики), Декарт (Внес принцип движения в М., и декартову систему координат), Кеплер (Установил законы движения планет), Коперник (Идея гелиоцентрической системы мира), Ньютон (Завершает создание классической механики. Устанавливает единство законов небесной и земной механики)
Постулируют:
Стабильность и универсальность законов природы. Природа есть совершеннейший механизм, созданный из запущенного движения гениальным механиком Богом;
Природа познаваема с помощью законов науки. Они являются истинными и общезначимыми.
Идеалы классической рациональности: объективность и предметность знания. Объективность означает, что из описания объекта удаляется все, что относится к субъекту (духовные акты, целевые установки, ее зависимость от средств деятельности, наблюдения).
Неклассическая рациональность возникает в начале XX в. В науке происходят крупные сдвиги:
создается теория относительности, которая дает новые представления о пространстве и времени;
квантовая механика проникает в микромир и устанавливает зависимость наблюдателя от средств наблюдения; решаются проблемы микро- и макроскопичности, наблюдатель с макроскопическим прибором вторгся в микромир, частица взаимодействует с прибором, отсюда невозможно одновременно определить импульсы и координаты микрочастицы (принцип Гейзенберга);
квантовая механика пересматривает соотношение необходимости и случайности в микромире. Если классическая механика утверждал, что в мире царит необходимость, то квантовая механика вводит в микромир случайность;
возникают кибернетика и эволюционная космология;
в науку проникает идея развития. Она реализуется в биологии, космологии, химии;
неклассическая Н. ставит идеалы классической под сомнения. Наука больше не претендует на абсолютную истину, как это делала классическая механика; учитывает зависимость ученого от внутринаучных и социальных ценностей. Ученый детерминирован традициями и средствами деятельности. Появляются новые критерии рациональности. Это прагматичность, эффективность и инструментальность знания.
В последней трети ХХ в идеалы неклассической рациональности были пересмотрены. Цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, которые порождают развитие Н. и Т. Ч. перешел к изучению сложных саморазвивающихся систем (биологические объекты от клетки до Ч, включая природу Вселенной).
Саморазвивающиеся объекты – это открытые системы, обменивающиеся с окружающей средой массой информации и энергии. Вмешательство ученого в такие объекты грозит гибелью. Появляется новая наука, которая изучает эти объекты – синергетика.
В науку входят такие понятия как хаос, диссипация (рассеивание энтропии в окружающую среду), самоорганизация объектов, бифуркация (раздвоение путей развития системы), неопределенность. Знания об объекте детерминируется не только средствами деятельности, но и ценностно-целевыми установками ученого.
Постнеклассическая рациональность. Сделана попытка объединить субъект и объект, соединить мир и человека. Эта рациональность основана на двух принципах:
Объективность знания;
Рефлексивность знания (направленность изучения на самого себя). Ученый должен осознавать основания своей науки и быть за нее ответственным.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.