Трансцендентализм Канта. Априоризм и синтетическое единство апперцепции.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Кант является основоположником немецкой классической философии. Философия Канта –
Познание состоит из чувственности и рассудка, способности познавать. Без чувственности нет никакого объекта, а без рассудка ничто не мыслимо. Эти способности никак нельзя смешивать или разъединять. Поэтому выделяется наука у чувственности-эстетика и наука о рассудке-логика, которая делится на общую и трансцендентальную. Как известно, Канта больше интересовала именно трансцендентальная логика.
Рассудок свободен от чувствительной характеристики, он мысли посредством понятий (что есть функции). Рассудок — способность суждения. В трансцендентальной логике унификации подлежит чистое многообразие, поставляемое чистым созерцанием (пространство и время). И именно унифицирующую активность рассудка Кант называет синтезом. Различными модусами синтезирующей унификации рассудка становятся «категории».
Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые присоединяются к многообразному чувственному материалу. Кант насчитывает
Категории количества: Единство, Множество, Цельность;
Категории качества: Реальность, Отрицание, Ограничение;
Категории отношения: Субстанция и акциденция, Причинность и зависимость, Взаимодействие активного и пассивного;
Категории модальности: Возможность и невозможность, Существование и несуществование, Необходимость и случайность.
Основание объекта не где-нибудь, а в субъекте: эта необходимая связь, образующая единство опытного объекта, - синтетическое единство субъекта. Кульминиционным моментов в понятийной аналитике Канта стала трансцендентальная апперцепция — фигура «Я мыслю». Поскольку категорий 12, очевидно наличие первоначального единства.
Объединение представлений в Я предполагает синтез, который должен иметь априорный характер. Зная чистые формы этого синтеза (Кант убежден, что ими являются категории), можно антиципировать законы, которым неизбежно должны подчиняться явления как предметы возможного опыта, т.к. они не будут восприняты. Это высшее основоположение носит аналитический характер, т.к. понятие Я уже включает представление о синтезе. Однако аналитическое единство апперцепции возможно лишь ее первоначально-синтетической природе. Поскольку трансцендентальное единство апперцепции связано с объективными категориальными синтезами, Кант именует его также объективным единством самосознания.