... > Философия > Трансцендентализм Канта. Априоризм...

Трансцендентализм Канта. Априоризм и синтетическое единство апперцепции.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

трансцендентальная философия Трансцендентальная эстетика Трансцендентальная логика 12 категорий Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Кант является основоположником немецкой классической философии. Философия Канта – трансцендентальная философия. Ее цель – выявление условий возможности познания. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролируют предмет знания.

Познание состоит из чувственности и рассудка, способности познавать. Без чувственности нет никакого объекта, а без рассудка ничто не мыслимо. Эти способности никак нельзя смешивать или разъединять. Поэтому выделяется наука у чувственности-эстетика и наука о рассудке-логика, которая делится на общую и трансцендентальную. Как известно, Канта больше интересовала именно трансцендентальная логика.

Трансцендентальная эстетика изучает чувственные структуры, с помощью которых человек воспринимает ощущения, формы чувственного познания, априорные формы чувствительности. Кант дает несколько терминов: ощущение, чувственность, созерцание,феномен (объект чувственного созерцания). Кант считал, что есть 2 формы чувственности: пространство и время, которые становятся собственными функциями субъекта. Мы можем мыслить пространство без вещей, но мы не можем мыслить вещь без пространства. Время есть условие восприятия всякого эмпирического опыта. Пространство и время даны нам априори (безусловно независимы от всякого опыта) и внутри нас.

Трансцендентальная логика абстрагируется от содержания и исследует априорные формы рассудка. Рассудок делает своим содержанием чистые созерцания пространства и времени, отсюда и трансцендентальная логика абстрагируется от эмпирических, но не от пространственно-временных связей. Эта логика делится на аналитику (поиск априорных понятий, систематически изучая их потребление) и диалектику.

Рассудок свободен от чувствительной характеристики, он мысли посредством понятий (что есть функции). Рассудок — способность суждения. В трансцендентальной логике унификации подлежит чистое многообразие, поставляемое чистым созерцанием (пространство и время). И именно унифицирующую активность рассудка Кант называет синтезом. Различными модусами синтезирующей унификации рассудка становятся «категории».

Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые присоединяются к многообразному чувственному материалу. Кант насчитывает 12 категорий, разделенных на 4 класса:

  • Категории количества: Единство, Множество, Цельность;

  • Категории качества: Реальность, Отрицание, Ограничение;

  • Категории отношения: Субстанция и акциденция, Причинность и зависимость, Взаимодействие активного и пассивного;

  • Категории модальности: Возможность и невозможность, Существование и несуществование, Необходимость и случайность.

Основание объекта не где-нибудь, а в субъекте: эта необходимая связь, образующая единство опытного объекта, - синтетическое единство субъекта. Кульминиционным моментов в понятийной аналитике Канта стала трансцендентальная апперцепция — фигура «Я мыслю». Поскольку категорий 12, очевидно наличие первоначального единства.

Объединение представлений в Я предполагает синтез, который должен иметь априорный характер. Зная чистые формы этого синтеза (Кант убежден, что ими являются категории), можно антиципировать законы, которым неизбежно должны подчиняться явления как предметы возможного опыта, т.к. они не будут восприняты. Это высшее основоположение носит аналитический характер, т.к. понятие Я уже включает представление о синтезе. Однако аналитическое единство апперцепции возможно лишь ее первоначально-синтетической природе. Поскольку трансцендентальное единство апперцепции связано с объективными категориальными синтезами, Кант именует его также объективным единством самосознания.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗️