Третья волна марксизма — западный неомарксизм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Наиболее влиятельным течением неомарксизма является франкфуртская школа социальной философии.
Теоретическое оформление ее идей было положено в 30-40-е годы ХХ в. на базе Института социальных исследований.
Исследовательский проект франкфуртской школы известен как «критическая теория общества».
Проблемы, которые рассматривает франкфуртская школа:
определение отличительных особенностей, логики и методологии социального познания, анализ мировоззренческих и философских оснований социальной теории;
рассмотрение общих вопросов культуры и ее вовлеченности в социальный контекст и политическую практику;
исследование проблемы «человек и отчуждение»;
изучение феномена социальной психологии, факторов ее формирования, специфики и перспектив изменения;
определение роли научно-технической революции в общественной жизни и др.
Важнейшее понятие «критической теории общества» — «тотальность» (позд. лат. totalitas – «цельность, полнота»), которое используется для обозначения общества как конкретно-исторической целостности с определенными рационально упорядоченными структурами (для современности – это система капиталистических отношений). Тотальность — продукт глобального отчуждения.
Причина возникновения тотальности — идеология Просвещения и идеализированный Прогресс. С точки зрения франкфуртской школы, сформировавшаяся в Новое время научная рациональность, ориентированная на покорение и подчинение природы, дополнилась экономической рациональностью в виде капиталистических экономических отношений с их устремленностью на достижение максимальной производительности и «овеществлением» всего, а затем породила и политическую рациональность в виде совокупности технологий, обеспечивающих политическую стабильность, включая систему механизмов манипуляции общественным мнением.
Важнейшие (и самые тяжелые) последствия синтеза научной, экономической и политической рациональности — это возникновения «массового общества» и «массовой культуры».