Три самобытных центра возникновения философского знания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философия как общее теоретическое мировоззрение эпохи складывается в результате обобщения знаний и практики этой эпохи, синтеза наличных знаний о природе, обществе и человеке.
Но для осуществления такого синтеза необходимы как определенный уровень развития знания, так и определенная социальная потребность в нем. Поэтому проблема возникновения философии подразумевает по меньшей мере три аспекта: это вопросы о социальной потребности в мировоззренческом синтезе, о тех наличных знаниях, которые в теоретическом мировоззрении синтезируются, и о характере самого синтеза.
Проблема возникновения философии потому является проблемой, далеко не всесторонне решенной историко-философской наукой, что, во-первых, трудно, если вообще возможно, определить. «момент» возникновения философии. Хотя в общем-то ясно, что возникновение философии означало кардинальный переворот в истории человеческой мысли, настоящую духовную революцию; первые философские учения нелегко отграничить от предфилософских образований, включающих мировоззренческие элементы. Тем более что за тысячелетия, протекшие со времени ее возникновения, накопилось достаточно много материалов, способствующих пониманию предфилософских и нефилософских явлений (мифологических, религиозных, художественных, конкретно-научных и т. д.) как явлений философских. Здесь сказывается, во-вторых, объективная неясность того, что понимать под философией. Несомненная преемственность, существующая между предфилософскими и философскими духовными образованиями, выступающая как их тесное родство, чуть ли не тождество вследствие того, что мифологическое и религиозное мировоззрения развиваются параллельно с философией, побуждает исследователя зачастую стирать грани между этими качественно разнородными рядами явлений. В-третьих, сказывается и почти полная утрата текстов первых философов. Трудности их восстановления по сохранившимся фрагментам, вкрапленным в тексты позднейших авторов и потому уже неоднократно интерпретированным, рождают бесконечные споры исследователей даже относительно прочтения фрагментов, допускающего - в зависимости от исходной установки читающего - множество вариантов.
Сложность проблемы связана и с тем, что мы знаем три центра, в которых происходит становление философской мысли, приведшее к возникновению достаточно дифференцированной в проблемном плане и разделяющейся на различные течения и школы философии. Это Греция, Индия и Китай - страны, существенно paзличающиеся по своим культурным особенностям, и последние наложили, естественно, свой отпечаток на философию. Тем не менее, представляется возможным обнаружить некоторые общие закономерности становления философии, хотя в наиболее чистом виде оно происходит в Древней Греции, где и складывается традиция, приведшая к тому пониманию философии, которое взято нами в качестве исходного.