Ценности и их роль в жизни общества и человека. Типология ценностей
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Ценность – это соц. и культурные св-ва объектов окружающего мира, имеющие положит или отрицат. значение чел-ка и общ-ва. (Пр. добро- зло, прекрасное – безобразное, полезно – вредное). Ценности присущие самим явлениям действительности, т.е. они объективны, однако обнаруживаются только при взаимодействии человека с этими явлениями действительность. Философская наука, изучающая природу, структуру, название ценности наз-тся аксиология.
Типология ценностей:
две группы в зависимости от объекта ценностных отношений:
материальные;
духовные.
Материальные ценности – это полезные или вредные для чел-ка св-ва, предмет действит-сти. К ним относятся:
Природные ценности - залежи полезных ископаемых, плодородие земли и др;
Экологические ценности – материальные блага, процесс труда;
Духовные ценности –явления общественного сознания, выраж. общественные интересы людей в идеальной форме, относятся 7 групп ценностей:
политические – о демократич. свободе, или о диктаторе, тотальном режиме;
правовые ценности – о законах и незаконном;
моральные ценности включ. представление о добре и зле, о допустимости и запретам, справедливость и несправедливость;
эстетические – о прекрасном и безобразном, о низменном и возвышенным, о комическим и трагическим, а красоте и гармонии;
религиозные и атеистические - признание свержения или отрицания, а также в рамках представления о святом и кощунстве, вера, надежда, любовь;
философские ценности – основные понятия, материя, сознание, общ-ва, чел-к.
научные ценности - истина и заблуждение, критерии знания, гипотеза, теория. Духовные ценности не просто обозначают полезные или вредные для чел-ка свойства, но также выносят оценку этим св-вам. Т.е. ценности носят нормативный хар-р, формул в виде установок, оценка, запретов, целей. Система ценностей явл. регулятором всех сторон общественной жизни.
По особенностям субъекта носителя ценностей:
Индивидуальные или личностные -порожденные потребностями отдельного чел-ка и каждый чел-к имеет свой набор ценностей, стереотип, так и уникальные присущие им;
Групповые - коллективные, профессиональные, классовые, национальные ценности;
Общечеловеческие - право на жизнь, на свободу, на сохранение достоинства личности, а также демографических свобод, слово печати, совести, экономические ценности, сохранение мира на земле.