Учение Аристотеля о первопричинах
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
«Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано новое понятие сущности. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл «чистыми формами», наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму.
В связи с этим он выделяет 4 первоначала:
Формальные, в которых форма проявляет себя (сущность или суть бытия вещи);
Материальные, то, из чего, состоят вещи (материя или субстрат);
Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность (откуда начало движения);
Целевая или конечная причина (то, ради чего или благо).
Первые две причины суть образующие все сущее форма и материя. Причина, по Аристотелю, есть условие и основание. Для статического рассмотрения реальности материя и форма — достаточные условия ее объяснения. Конкретный человек есть материя — как плоть и душа — как форма. Рассматривая динамически, мы можем спросить: кто его родил, почему и как он растет и развивается? Значит, есть еще две причины — двигательная (родители) и финальная (цель, в направлении которой развивается данный человек)
Формальная причина
Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи.
Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей. Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы.
Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала - материя и форма. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие.
Материальная причина
Материя не может быть сущностью.
Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя-бесформенное и неопределенное вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким- либо из других свойств, которыми бывает определено сущее» .Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле- это «то, из чего вещь состоит» , и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю» , из которой состоят и возникают вещи , и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя-материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает.
Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить.
Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей. Аристотель понимал вещь, как составное целое, состоящее из субстрата-материи и сути бытия – формы. Вещь как «индивидуальная сущность» вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах.
Действующие или производящие причины
До сих пор отношение между формой и материей мы трактовали статично: форма как суть вещи, как ее сущность - общее, материя-тот материал, в котором это общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение Аристотель трактует динамически, вводя в философию эпохальные понятия «возможность» и «действительность». Они позволяют представить отношение материи и формы в движении.
Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности: «Материя дается в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действительности, тогда она определена через форму». Но полная действительность - это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси возможности, которая вещи придается материей. Отсюда относительность любой вещи. Вещь действительна лишь в той форме, в какой она обладает сутью.
Целевая причина
У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия