... > Философия > Учение Аристотеля о...

Учение Аристотеля о первопричинах

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Метафизика» Формальная причина Материальная причина Действующие или производящие причины Целевая причина
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

«Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано новое понятие сущности. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл «чистыми формами», наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму.

В связи с этим он выделяет 4 первоначала:

  • Формальные, в которых форма проявляет себя (сущность или суть бытия вещи);

  • Материальные, то, из чего, состоят вещи (материя или субстрат);

  • Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность (откуда начало движения);

  • Целевая или конечная причина (то, ради чего или благо).

Первые две причины суть образующие все сущее форма и материя. Причина, по Аристотелю, есть условие и основание. Для статического рассмотрения реальности материя и форма — достаточные условия ее объяснения. Конкретный человек есть материя — как плоть и душа — как форма. Рассматривая динамически, мы можем спросить: кто его родил, почему и как он растет и развивается? Значит, есть еще две причины — двигательная (родители) и финальная (цель, в направлении которой развивается данный человек)

Формальная причина

Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи.

Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей. Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы.

Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала - материя и форма. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие.

Материальная причина

Материя не может быть сущностью.

Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя-бесформенное и неопределенное вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким- либо из других свойств, которыми бывает определено сущее» .Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле- это «то, из чего вещь состоит» , и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю» , из которой состоят и возникают вещи , и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя-материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает.

Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить.

Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей. Аристотель понимал вещь, как составное целое, состоящее из субстрата-материи и сути бытия – формы. Вещь как «индивидуальная сущность» вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах.

Действующие или производящие причины

До сих пор отношение между формой и материей мы трактовали статично: форма как суть вещи, как ее сущность - общее, материя-тот материал, в котором это общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение Аристотель трактует динамически, вводя в философию эпохальные понятия «возможность» и «действительность». Они позволяют представить отношение материи и формы в движении.

Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности: «Материя дается в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действительности, тогда она определена через форму». Но полная действительность - это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси возможности, которая вещи придается материей. Отсюда относительность любой вещи. Вещь действительна лишь в той форме, в какой она обладает сутью.

Целевая причина

У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия

Lingualeo

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748