Учение о ненасилии Л. Н. Толстого
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Творчество Л. Н. Толстого - великого писателя и философа, представляет собой уникальное и многогранное явление не только в русском, но и мировом культурно-историческом наследии.
Религиозные и философские поиски привели Толстого к созданию собственного, религиозно-философского учения, впоследствии названного «толстовством».
Выделяя три разновидности насилия (насилие внешнее, государственное принуждение, распоряжение жизнью и смертью подданных; насилие внешнее между людьми, не достигшими компромисса; насилие внутреннее, над собой, ибо человек властен только над собой), Толстой предлагает позицию уклонения от войны через «трансформацию позитивной модели поведения». Она заключалась в следующем:
уход «от» примата культуры символической - к примату культуры в буквальном смысле (обработка почвы), - при этом, однако, Толстой продолжал писать;
«ненасилие» - отказ от негативной активности в пользу активности творчески-преобразующей, позитивной;
просвещение - развитие «вычислительных» способностей человеческого разума распознавать в «сокровищнице мировой культуры» ценностные инварианты, способные стать объединительной платформой для всех людей. Толстой был уверен, что именно русский народ сможет принять идею ненасилия, связанную, прежде всего с его православной историей.
Суть толстовской концепции заключалась в его неприятии насильственных методов разрушения государственного строя, основанного на насилии и угнетение народа в угоду правящей элиты, прикрывающейся христианскими взглядами.
В поздних произведениях Толстого, приобретающих по стилю революционно-демократическое направление, появлялось все больше беспощадной критики государственных институтов.
Толстой находил подкрепление своего учения в работах других мыслителей-философов: Г. Д. Торо, Э. Баллу, М. К. Ганди. В его работах мы находим много цитат данных авторов, посвятивших свои исследования изучению, как в теории, так и на практике доктрины ненасилия и гражданского неповиновения.
Но выдвинутые идеи Л. Н. Толстого вызвали неприятие сразу после их появления. Его теория, являясь крайне негативным отношением к правовым основам регулирования общественной жизни, была раскритикована как революционными деятелями, так и церковью. В 1901 г. Толстой решением Синода был отлучен от церкви.
Идея непротивления Толстого была подвергнута критике со стороны таких видных религиозно-философских мыслителей, как В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев и И. А. Ильин.
Сам Толстой все в большей мере понимал и убеждался, что полное ненасилие не достижимо в современном ему мире. Учитывая критику своих оппонентов, он убеждался, что идея непротивления является скорее нормой, чем тем идеалом, к которому необходимо стремится.
Таким образом, историческая заслуга Л. Н. Толстого состоит в громадной силе его таланта и неоспоримом авторитете писателя, воплотившего в своем учении настроения многомиллионного русского народа. Учение Л. Н. Толстого о преобразовании всей жизни, основываясь на высших принципах гуманизма, его философские, моральные и эстетические взгляды, получили всемирное распространение и являются особенно актуальными в настоящее время, что ставит великого русского писателя в один ряд с великими апостолами ненасилия.