Учения и идеи философии Древнего Востока

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Древнеиндийская философия астика настика признающих авторитет вед неортодоксальных систем сансара
Древнекитайская философия школы древнекитайской философии Конфуцианству образность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Древнеиндийская философия

Древнеиндийская философия сформировалась на основе критического переосмысления древних религиозных текстов вед (в переводе с санскрита «знание», «учение»). Философские школы Древней Индии принято разделять на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

К первой группе принадлежат шесть основных философских систем, признающих авторитет вед:

  • веданта;

  • миманса;

  • санкхья;

  • йога;

  • ньяя;

  • вайшешика.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы, не признающие авторитета вед:

  • чарвака (локаята);

  • буддизм;

  • джайнизм.

Одной из центральных тем индийской философии является идея круговорота, «колеса» жизни и смерти (сансара). Согласно индийской философии, человек должен избавиться от вечного цикла перевоплощений. Поиск пути избавления видится в аскетическом бегстве от мира.

Древнекитайская философия

Древнекитайская философия зародилась в эпоху феодальной раздробленности и усобиц, что определило ее направленность на этику и политику.

Наиболее крупные школы древнекитайской философии:

  • школа инь и ян;

  • школа пяти первоэлементов;

  • легизм (школа закона);

  • моизм;

  • конфуцианство;

  • даосизм;

Две последние, соперничая друг с другом за первенство, создали своеобразные центры притяжения для остальных учений, примыкающих либо к конфуцианству, либо к даосизму. Конфуцианству присущ ряд идей, связанных с гармонией в обществе на основе традиционализма.

Специфическими черты древневосточной философии:

  • образность, связанная с чувственно-эмоциональной подачей, в отличие от строго логического греческого мышления;

  • слабая разработанность вопросов познания и отсутствие четкой методологии;

  • неразрывная связь философии и религии, в которой нельзя выделить, где заканчивается религия и где начинается философия;

  • особое внимание к этике и проблемам общества и государства.