Учения и идеи философии Древнего Востока
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Древнеиндийская философия
Древнеиндийская философия сформировалась на основе критического переосмысления древних религиозных текстов вед (в переводе с санскрита «знание», «учение»). Философские школы Древней Индии принято разделять на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
К первой группе принадлежат шесть основных философских систем, признающих авторитет вед:
веданта;
миманса;
санкхья;
йога;
ньяя;
вайшешика.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы, не признающие авторитета вед:
чарвака (локаята);
буддизм;
джайнизм.
Одной из центральных тем индийской философии является идея круговорота, «колеса» жизни и смерти (сансара). Согласно индийской философии, человек должен избавиться от вечного цикла перевоплощений. Поиск пути избавления видится в аскетическом бегстве от мира.
Древнекитайская философия
Древнекитайская философия зародилась в эпоху феодальной раздробленности и усобиц, что определило ее направленность на этику и политику.
Наиболее крупные школы древнекитайской философии:
школа инь и ян;
школа пяти первоэлементов;
легизм (школа закона);
моизм;
конфуцианство;
даосизм;
Две последние, соперничая друг с другом за первенство, создали своеобразные центры притяжения для остальных учений, примыкающих либо к конфуцианству, либо к даосизму. Конфуцианству присущ ряд идей, связанных с гармонией в обществе на основе традиционализма.
Специфическими черты древневосточной философии:
образность, связанная с чувственно-эмоциональной подачей, в отличие от строго логического греческого мышления;
слабая разработанность вопросов познания и отсутствие четкой методологии;
неразрывная связь философии и религии, в которой нельзя выделить, где заканчивается религия и где начинается философия;
особое внимание к этике и проблемам общества и государства.