Витгенштейн как крупнейший представитель аналитической философии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В течение первого периода своего творчества Людвиг Витгенштейн был настроен весьма позитивистски: все должно быть ясным, четким, понятным. Ему казалось, что он решил эту задачу применительно к естественному языку. Вскоре, однако, позиция Витгенштейна изменилась радикально.
Ранний Витгенштейн считал, что слова и предложения обладают значением. В ранних его работах слово и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле «слово есть метка предмета». А между тем язык – это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Приведем пример на этот счет.
«Кирпич!» — говорит строитель своему помощнику; тот приносит кирпич. «Написал кирпич?» (т.е. толстую книгу) — спрашивает один ученый другого. «Ты видел Кирпича?». Слово не имеет раз и навсегда данного значения. Значение слова есть его употребление в языке и действии. Язык есть деятельность, форма жизненной игры. Как во всякой игре, здесь есть много возможностей.
В аналитической философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Возможно ли это? Ранний Витгенштейн видел в языке границу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его практическую жизнь.
Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволяет выражать богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык — это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.