Взаимодействие природы и общества на различных этапах исторического развития
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Термин «экология» для обозначения отрасли биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биологической среды, ввел в ХІХ в. немецкий биолог Э.Геккель. В современном понимании экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.
Воздействие природы на общество осуществляется стихийно. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это способствует разнообразным колебательным процессам как в биосфере, и в социальных системах. Ритмичность является системообразующим фактором существования материи. В процессе колебаний происходит непрерывный переход одного вида энергии в другой. Например, биоритмы человека определяются взаимодействием физических, эмоциональных, психических ритмов, связанных с планетарными ритмами и ритмами жизненной и творческой активности. По мнению ряда специалистов, физический ритм человека имеет 23 дня, эмоциональный – 28 и интеллектуальный – 33 дня. Природа – необходимая предпосылка возникновения и существования человека и общества. В процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека.
Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, многократно усиливают человеческие.
Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества. Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе стимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческих потребностей и способностей. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.
Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества. Природа – всеобщее условие и предмет труда. Природа, особенно в земледелии, в орудиях и средствах трудовой деятельности, выступает как производительная сила общества. Гегель и Маркс, подчеркивая, что человек в труде постоянно опирается на содействие естественных сил природы, раскрыли механизм их использования для удовлетворения человеческих потребностей.
Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. П.Н.Милюков (1859–1943) показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага и тепло, наиболее пригодны для становления культуры, а пояса умеренные с разнообразием условий и ресурсов – для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что человек посредством культуры может в известном смысле «освободиться» от влияния среды и, в свою очередь, оказывать влияние на среду. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее. Условия, место развития природно-климатического фактора влияют на прошлое и будущее культурно-исторического процесса. При этом природные условия порождают различные по характеру культуры, которые активно взаимодействуют. Современная философия утверждает, что природа и культура «пронизывают» друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация. Современная цивилизация – технократическая.
Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты. В трилогии «На росстанях» Я.Колас описал некоторые особенности мировоззрения жителей Полесья, формирующиеся под влиянием своеобразной природы. Он писал, что бесконечные болота учили людей мудрому рассуждению, море лесов воспитывало в них осторожность – здесь так легко встретить опасность. Специфические природные факторы на территории Беларуси способствовали формированию таких типологических черт народа, как способность к упорному труду, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности, терпимость и доброжелательность, благоговейное отношение к природе.
С ХХ века происходит «экологизация» общественного сознания, т.е. осмысление роли экологии в совершенствовании социальных отношений, осознание угрозы существованию человечества вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнения среды его обитания. Утверждается идея, что нравственные отношения должны быть не только между людьми, но и по отношению к природе.